Юрий Башмет с друзьями в Большом зале консерватории
И к фестивалю на Эльбе подготовились, и премию «Грэмми» отметили.
Юрий Башмет представил участников своего фестиваля «Эльба — музыкальный остров Европы», дав возможность послушать их той публике, которая вряд ли отправится ближайшей осенью в живописное курортное местечко на Средиземном море — фестиваль пройдет там уже в двенадцатый раз. Заодно этим концертом маэстро и его ансамбль «Солисты Москвы» отметили свою «Грэмми», полученную за 2008 год в номинации «Лучшее выступление камерного ансамбля».
Формат гала-концерта диктовал свои правила — программа была составлена самым причудливым образом. В общей сложности были исполнены произведения четырех веков, начиная с восемнадцатого и заканчивая двадцать первым. Связь времен осуществляли «Солисты Москвы» с Башметом — который в этот вечер и дирижировал, и солировал, и выступал в ансамбле.
Вечер открылся Фортепианным концертом Альфреда Шнитке, в котором солировала дочь хозяина вечера Ксения Башмет. Сыграла она его старательно, технически безупречно, правда, не наизусть.
С ее игрой прекрасно согласовывалось сопровождение оркестра. Вообще «Солисты» на протяжении всего вечера демонстрировали уверенность и стилистическую безупречность. Несмотря на сложность и пестроту программы, чувство вкуса ни разу им не изменило. Отдельной похвалы заслужила духовая секция, которая, хоть и выходила на сцену всего пару раз, показала себя на высшем уровне.
Вторым номером шел Гидон Кремер, который исполнил Полонез для скрипки с оркестром Шуберта. Зловещая экспрессия только что отзвучавшей музыки Шнитке в одно мгновение сменилась очаровательной, романтической картинкой, полной легкомысленного настроения. Скрипач отказался от своей фирменной отрешенности, исполнив полонез, словно веселый фокус — легко и непринужденно.
В той же манере трио в составе Башмета, Кремера и присоединившейся к ним Татьяны Гринденко сыграло Четыре романтические пьесы для двух скрипок и альта Антонина Дворжака. Несмотря на очень разные исполнительские индивидуальности, совместное музицирование этих трех звезд получилось и согласованным, и обаятельным.
Второе отделение открыл молодой венгерский скрипач Кристоф Барати. В этом сезоне он дебютировал в Москве, с большим успехом уже отыграв два сольных концерта.
Гала Башмета он украсил раритетной сонатой бельгийского композитора и скрипача Эжена Изаи, блеснув не только безупречной выучкой, но и зрелостью интерпретации. В чем-то манера игры Барати напоминает стиль Кремера — с доминированием болезненно-вдумчивой интонации.
Следующий номер программы — Contrafacrus итальянского композитора и виолончелиста Джованни Соллимы — запомнился лишь использованием контрабаса в качестве ударного инструмента.
Зато следом поразительно ярко прозвучал «Автопортрет для альта и струнных» Бенджамина Бриттена, в котором оркестр тактично и бережно оттенял хрупкость внутреннего монолога солиста.
Финальная точка вечера — Концерт для фортепиано с оркестром до мажор Моцарта — выглядел реверансом публике, стоически выдержавшей все предшествующие эксперименты. Солировал молодой петербургский пианист Мирослав Култышев, лауреат (вторая премия при отсутствии первой) последнего конкурса Чайковского. С реверансом пианист справился блестяще, сыграв Моцарта азартно и одновременно трепетно и окатив публику мощным потоком звучащего счастья.
Ирина Ролдугина, openspace