К 85-летию Мстислава Ростроповича в Филармонии открылась выставка
В фойе Большого зала Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича открылась выставка «Ростропович – Вишневская. О, сколько музыки у Бога, какие звуки на земле!».
Выставка будет проходить до 25 декабря . С 12.00 до 17.30 — вход свободный (если нет дневных концертов).
В названии выставки использованы слова Блока, положенные Шостаковичем на музыку вокального цикла «Семь стихотворений Александра Блока», который автор посвятил своим дорогим друзьям — Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу. Таким образом, в названии выставки зашифровано послание ее авторов и создателей: это оммаж Санкт-Петербургу, Филармонии, Шостаковичу, это рассказ о насыщенной великими творческими событиями жизни семьи гениального виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича и выдающейся певицы Галины Вишневской, сохраняющей память о своем муже и стремящейся рассказать больше о жизни величайшего из музыкантов ХХ века.
— Отдельное спасибо мы хотим сказать Юрию Хатуевичу Темирканову, — сказала на открытии старшая дочь Ростроповича и Вишневской Ольга Мстиславовна Ростропович. — Именно ему принадлежит идея провести выставку в этих намоленных стенах.
Основу экспозиции составляют уникальные материалы из петербургского семейного архива Ростроповича и Вишневской. Вид редких фотографий, писем известных музыкантов, партитур, афиш и программ исторических концертов, театральных костюмов и государственных наград позволяют окунуться мыслями в ушедшую эпоху, увидеть своими глазами ее материальные символы.
Экспозиция главного фойе повествует о становлении талантов — с самого начала, с детских лет. Казалось бы, судьбы этих двух людей никогда не могли пересечься. Слава Ростропович — обожаемый сын потомственных музыкантов, с первых минут своего рождения окруженный музыкой и любовью. Галя Иванова – девочка из простой рабочей семьи, с ранних лет брошенная родителями и оставленная на попечение бабушки в Кронштадте.
Оба подростками пережили войну, потеряв самых близких людей, и оба в начале 1950-х годов совершили стремительный взлет к вершинам музыкального Олимпа.
Их встреча в Праге на фестивале «Пражская музыкальная весна» в 1955 году положила начало полувековому творческому и семейному союзу, в котором Ростропович открыл супруге мир современной музыки и подарил радость общения с величайшими композиторами — Шостаковичем и Бриттеном. Она же, своим искусством, побуждала к раскрытию новые грани его гения – он оказался блестящим пианистом, а затем, придя в Большой театр, сразу заявил о себе как о выдающемся дирижере. Особый интерес вызывали у публики сценические костюмы Галины Вишневской, ее фотографии в сыгранных ролях, виолончель Мстислава Ростроповича, его портреты и личные вещи.
Особую часть экспозицию составляют драгоценные реликвии истории русской и западноевропейской музыки, которые сохраняли Ростроповичи. Это письма Чайковского, братьев Рубинштейн, Римского-Корсакова, Глазунова, Стравинского, Прокофьева, Рахманинова, Берлиоза, Сен-Санса, нотная рукопись Мусоргского, сувенирная именная палочка Берлиоза. Эти экспонаты представлены в специальном разделе, посвященном композиторам, выступавшим в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.
В фойе, ведущем в зал, впечатляет масштабная серия фотографий, иллюстрирующая панораму творческих связей Ростроповича и Вишневской со знаменитыми художниками, писателями, поэтами ХХ века – Шагалом, Пикассо, Дали, Бродским, Солженицыным.
В этом ряду особое место отведено взаимоотношениям Ростроповичей с Д.Д.Шостаковичем. Более двадцати лет их связывала творческая и искренняя человеческая дружба. В 2006 году, в память о композиторе и великом друге, Ростропович и Вишневская открыли в его петербургской квартире на улице Марата музей, часть обстановки которого – кабинет Шостаковича, воссоздана на выставке.
Эта часть выставки с экспозицией автографов сочинений Шостаковича, его портретов и фотографий, афиш ленинградских премьер его сочинений особенно символична в стенах Большого зала Санкт-Петербургской государственной филармонии, ныне носящей его имя.