Как столичные театры угощают публику
Ирина Мустафина Во МХАТе в годы войны продолжал работать буфет. За стойкой стояла колоритная буфетчица Мария Ивановна, которая обожала Ливанова. Однажды она увидела, что в очереди стоит Ливанов, а рядом с ним артисты из массовки Бурдюжа и Гаира.
Мария Ивановна, затаив дыхание, спросила: «Борис Николаевич, что вы желаете?» Ливанов ответил: «Пожалуйста, мне бутерброды с ветчиной и бурдюжей». Буфетчица растерялась, посмотрела на Бурдюжу и сказала: «Так ведь бурдюжу еще не завезли». Сегодня в Москве буфет каждого театра стремится разнообразить меню каким-нибудь фирменным блюдом. И хотя бурдюжу по-прежнему не завезли, кулинарной фантазии и без того хватает. В «Сатириконе», например, продают вкусные и недорогие слоеные трубочки с сыром, «Школа современной пьесы» славится своим жульеном и фруктовым салатом, в Театре Вахтангова угощают публику плитками молочного шоколада, на упаковках которого изображены сцены из спектаклей.
В «Современнике», «Мастерской Петра Фоменко» и «Практике» готовят знатные пирожки с капустой, рисом и яблоками. А буфет Малого театра и вовсе готов составить достойную конкуренцию любому столичному кафе. Дело в том, что Малый театр – идеальное место для кофеманов.
Здесь продается кофе на любой вкус: капуччино, эспрессо, американо, латте, мокко. И стоит всего лишь 100 рублей
Съест и не поперхнется
Если для зрителей буфет является местом, где можно подкрепиться, то для режиссеров это объект творческих фантазий. Все чаще театральные кафе становятся частью сценического перформанса. Например, в спектакле Театра Маяковского «Амуры в снегу» Тришка то и дело задает персонажам вопрос: «Может, чаю?» А в конце первого действия актеры с таким же предложением обращаются к зрителям: мол, теперь вы можете немного передохнуть и выпить чашечку в нашем буфете.
В репертуаре «Школы драматического искусства» есть спектакль «Из путешествия Онегина» – его поставил Анатолий Васильев со своим учеником, нынешним главным режиссером театра Игорем Яцко в главной роли. В конце первого действия гостей приглашают в фойе – там во время антракта празднуют именины Татьяны. По задумке режиссера, зрители становятся гостями в доме Лариных: официанты угощают их шампанским, а актеры в это время поют под гитару.
Не менее интересно обыгрывается еда в театре МОСТ. В комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» актеры едят сандвичи с огурцом. Это же блюдо подается публике в антракте.
А во время постановки «Есть ли жизнь на Марсе?» на столе появляются шпроты – нетрудно догадаться, чем потчуют гостей во время перерыва.
По-советски можно подкрепиться и в театре «У Никитских ворот», причем не только во время антракта. В музыкальном спектакле «Песни нашего двора», в котором артисты исполняют известные шлягеры 1950-х годов, каждому зрителю подают рюмку водки. Сначала на входе в театр, а затем – во время действия.
Самая же смачная сцена, связанная с едой, в отечественном театре появилась в 1930 году, когда на мхатовской сцене вышел спектакль «Три толстяка». По сюжету продавец шаров, унесенный ветром, залетает в кондитерскую и падает прямиком в середину гигантского торта. На сцене было настоящее царство шоколада, апельсинов, гранатов, крема, цукатов, сахарной пудры и варенья.
И посреди этих яств сидел на троне из крема тот самый продавец – как повелитель пахучего разноцветного царства. Троном был торт.
Возможно, что, глядя именно на эту сцену, участник спектакля Борис Ливанов изрек свою знаменитую фразу: мол, государство должно устанавливать размер заработной платы актеру в зависимости от его роста, веса и аппетита – маленькому поменьше, большому побольше.
Сам же Ливанов был огромного роста. Неспроста режиссер Пудовкин, назначив артиста на роль Ромео (в фильме «Ромео и Джульетта»), говорил: «Борис должен появиться на экране, держа за ножку жареного гуся. А во время монолога он этого гуся съест целиком и не поперхнется, как человек неуемных страстей».
Столик заказан
В Европе театральные буфеты больше напоминают рестораны, с огромным выбором блюд и высококлассным обслуживанием. Нередко они занимают отдельные этажи и предлагают своим посетителям изысканное меню. В нашей стране такая тенденция только зарождается. Например, в петербургском Михайловском театре можно забронировать не только билеты, но и столик в буфете.
Так что, выйдя из зала в антракте, зрители найдут полностью сервированный стол с закусками, горячими блюдами и напитками. Воспользоваться похожей услугой предлагают и в Мариинском театре. Здесь шеф-повар готов приготовить любое блюдо – от французского жульена до устриц и морских гребешков.
В Москве буфетов, предлагающих зрителям подобные услуги, пока очень мало. Одно из исключений – театр Et Cetera под руководством Калягина. Правда, это даже не буфет, а театральное кафе с несколькими залами, включая чайную комнату, где можно не просто перекусить, но и отпраздновать день рождения.
Стоимость такой услуги колеблется от 1700 до 8000 рублей в зависимости от количества клиентов и вида меню. Премьеры