Каким Анатолия Кузнецова не знали зрители

7 марта не стало «товарища Сухова» – Анатолия Кузнецова. Подтянутый в свои 80 с лишним, с иголочки одетый, в неизменной бабочке – таким представал народный артист перед своими зрителями. 

До недавнего времени он был активен, в строю: снимался в кино, ездил по регионам с творческими встречами. Безнадежно вздыхал, когда в миллионный раз подбегали поклонники: «Товарищ Сухов, здравствуйте, а можно автограф?» Лишь близкие знали, что свою самую звездную роль Кузнецов не очень любил. Но когда речь заходила о современном кино, любимец публики вообще поджимал губы и становился даже как будто суровым.

«Главное – чтобы не было стыдно»

– О чем будем говорить? О кино? – усмехнулся он в разговоре с корреспондентом «Собеседника» год назад, когда мы встретились на кинофестивале «Домбайское эхо». – Хорошего сейчас так мало, что по пальцам одной руки можно пересчитать. 

– Но вы все же снимаетесь. 

– Снимаюсь.

Но, согласитесь, смешно звучало бы из моих уст: «Я жду своей роли, своего режиссера». Высока вероятность, что и не дождусь, мне все-таки 84. Поэтому руководствуюсь одним: чтобы хотя бы было не стыдно читать сценарий. А играть соглашаюсь потому, что, во-первых, это моя работа.

А во-вторых, все же заработок. Однако с сожалением хочу заметить, что молодых артистов сегодня больше волнует, как они смотрятся на экране, в смысле – «картинка». Ну и конечно, размер гонорара. В пору моей молодости на первом месте все же была роль, ее глубина, насыщение. А про гонорар мы и не думали. 

 – За «Белое солнце пустыни» нам заплатили совсем немного, – вспоминает Кахи Кавсадзе, сыгравший Абдуллу. – Мне этих денег хватило, чтобы два раза накрыть стол для грузинской родни. А Толя, насколько я знаю, купил пальто жене. О Толе сегодня больно говорить.

То, что он ушел из жизни, это горе для всей России. У него было 150 ролей, каждая по-своему удивительная, неповторимая. Толя расстраивался, что запомнился только Сухов. Даже говорил в сердцах: «Из-за этого красноармейца с гаремом теперь немногие знают мое имя, все Суховым величают».

На что я ему отвечал: «Ну, дорогой, а ты как хотел?!» И мы смеялись. Вопреки тому, что на экране Абдулла и Сухов враги, мы с Толей подружились с первого дня съемок. По объективным причинам не могли видеться часто – все же он в Москве, я в Тбилиси. Но постоянно друг другу звонили. Он в шутку, с подчеркнуто грузинским акцентом, говорил: «Кахи, это ты?!

Тебя беспокоит друг из далекой Москвы!» Когда в Тбилиси происходили страшные события, Толя позвонил мне первым. Он сказал: «Кахи, в России у тебя всегда есть друг. Ты в любой момент можешь приехать ко мне, а если будут проблемы, мы их решим». И хотя я конечно же не воспользовался его предложением, не мог бросить тбилисских родных, друзей и родные места, но на сердце от его слов стало очень тепло. Неравнодушный.

Талантливый. Умный. Живой. У меня не хватает слов выразить, каким он был. И как мне жаль, что Толи больше нет. 

Раиса Куркина, сыгравшая в легендарной ленте жену Верещагина, никак не может привыкнуть говорить о друге юности в прошедшем времени.

– Толя – актер затратный. Таким был раньше, таким остается и сейчас, – говорит Раиса Семеновна. – Через каждую реплику, взгляд виден он сам, его личность – и это делало и делает все его роли достоверными и неповторимыми.

У него прекрасный баритон, Толя на съемочной площадке все время что-то негромко напевал. То что-то народное, вроде «Яблочка» или «Калинки», то из репертуара Шаляпина. С таким богатым голосом он даже в суровые 90-е не сидел без работы – очень много трудился на дубляже иностранных лент. 

 Почти год скрывал болезнь и операции

В последний раз на публике народный артист появлялся год назад.

А потом вдруг исчез. Не подходил к мобильному и домашнему телефону, не заглядывал на премьеры в Дом кино. Оказалось, заболел. Перенес три операции – две на сердце и одну на желудке.

А телефонные трубки не брал по простой причине: не хотел, чтобы ахали, охали и жалели его. Лишь спустя три месяца молчания до артиста смог дозвониться руководитель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис. Он тесно общался с Кузнецовым последние пять лет.

– Познакомились мы очень просто: наша организация устраивает выездные концерты с участием артистов.

Анатолий Борисович с удовольствием присоединился к команде. Вы спрашиваете, каким он был. Разным. Мог похулиганить… Помню, мы сели в такси – ехали в аэропорт – и он рассказал неприличный анекдот: «Вы знаете новую дорогу на… (непечатное слово)?

Нет? Тогда идите прежним путем». Из уст человека высокоинтеллигентного, высокоморального это звучало совсем не пошло, напротив, остроумно и к месту. В другой раз были в Ставрополе. Утром в моем гостиничном номере раздается звонок, и на ломаном русском говорят: «Господин Кирис, мы вас ждем на конференцию».

Никакой конференции нет, это ошибка, я пытаюсь объяснить и лишь минуты через две понимаю, что звонит Кузнецов, он меня высокопрофессионально разыграл. Он был в курсе всех технических новинок, помню, купил себе последнюю модель айфона и в аэропорту сидел с коробочкой и дотошно разбирался, как правильно выйти в интернет и посмотреть новости. И всегда – когда предлагали новую роль, поездку – неизменно говорил: «Я должен посоветоваться с супругой». Решения они с женой Александрой Анатольевной принимали только вместе, семейным советом.

Они удивительно гармоничная пара. Душевные, искренние, гостеприимные. 

– Обидно, что никто не знал о его болезни.

Возможно, смогли бы помочь, продлить его дни…

– Я тоже предлагал помощь, ведь не секрет, что актеры, даже народные и заслуженные, мягко говоря, небогаты. «Нет, спасибо, это лишнее», – твердо ответил Анатолий Борисович. Он вообще, как я заметил, терпеть не мог о чем-то просить и кому-то быть обязанным.

Говорил: «Пока я на ногах и могу – зарабатывать буду сам». В последний наш разговор попросил: «Расскажи, что нового происходит». Я сказал, что мы запускаем новый проект «Малые города», запланировали поездки в Брянскую, Орловскую, Курскую области. Анатолий Борисович сказал, что обязательно присоединится к нам, вот только восстановит здоровье.

Перед тем как повесить трубку, он негромко попросил: «Помолись за меня». Это был наш последний разговор. Через три дня артиста не стало. 

/немногие знали, что…

Анатолий Кузнецов в детстве занимался боксом.

Как его герой товарищ Сухов писал супруге Катерине Матвеевне, так и сам актер отсылал трепетные послания со съемок жене Александре Ляпидевской. С супругой его познакомила однокурсница, режиссер Галина Волчек. 

В 1996 году перенес операцию на сердце. И ужасно злился, когда об этом написали в газетах. Боялся, что продюсеры перестанут приглашать на съемки – кому захочется возиться с больным артистом

В последние годы на концертах выступал не только с рассказами о кино, но и с песнями.

 

Виктория Катаева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *