«Какой смысл сидеть в Москве?»

Столичные артисты и режиссеры начинают уезжать в регионы Владимир Спешков, Ольга Харитонова, Татьяна Тихоновец   Еще недавно выпускники театральных вузов уезжать из Москвы не спешили. Система распределения кадров давно разрушена, квартиры молодым в городах не дают. На театральную зарплату семью не прокормить.

«Какой смысл сидеть в Москве?» Но тем не менее во многих регионах все равно находятся артисты и режиссеры, которые окончили столичный вуз. Как показывает практика, большинство из них рано или поздно возвращается в Москву.

Но, как бы там ни было, новая тенденция налицо: москвичей снова заинтересовала провинция, они едут в регионы, чтобы получить опыт побед и поражений. Саратов

Ученик Камы Гинкаса Антон Коваленко сперва поставил в Саратовском театре драмы имени Слонова гоголевские «Записки сумасшедшего» и «Женитьбу», затем выпустил «Сиротливый Запад» Мак-Донаха и, казалось, готов был остаться в Саратове. Вскоре он выпустил новогоднюю сказку «Щелкунчик» по Гофману и… был приглашен в МХТ– поставить на Малой сцене «Шинель». Для участия в спектакле пригласил с собой и ведущего актера Саратовской драмы Валерия Малинина.

А в своих питерских спектаклях занял и других артистов из Саратова. Так что «по вине» Коваленко артисты маются теперь между Питером, Москвой и Саратовом…

Выпускник мастерской Сергея Женовача Даниил Безносов был приглашен в Саратовский театр драмы, чтобы поставить пьесу Ксении Степанычевой, победившей в конкурсе «Действующие лица». Спектакль о родном городе полюбился саратовцам, и молодого режиссера уговорили осуществить еще одну постановку – на этот раз по рассказам местного артиста Игоря Игнатова. Однако сотрудничество прервалось, поскольку режиссера «переманили» на Сахалин– возглавлять Чеховский центр.

Улан-Удэ и Прокопьевск

Выпускник мастерской Сергея Женовача Олег Юмов, родившийся в бурятском селе Ноехон, поставил в Улан-Удэ дипломный спектакль по мотивам «Макбета» и был номинирован на «Золотую маску». В этом году его спектакль в новосибирском «Глобусе» «Возвращение» по Андрею Платонову принял участие в межрегиональном фестивале «НовоСибирский транзит» и оттуда тоже был выбран на «Золотую маску». В Омском камерном театре он поставил спектакль по чеховским водевилям, и театр съездил с ним на гастроли в Японию.

Окрыленный таким успехом, Олег Юмов собирался открыть у себя в Улан-Удэ передвижной театр-юрту, чтобы ездить по селам Бурятии. Однако проект не получил пока серьезной поддержки, и театроведы обеспокоены, что Юмов, со временем утомившись налаживать условия для творчества, покинет Улан-Удэ.

В Прокопьевск Кемеровской области недавно приехал Марат Гацалов– выпускник мастерской Сергея Арцибашева– и уже выпустил в местном театре несколько спектаклей. Осенью 2010 года на фестивале «Текстура» в Перми его «Экспонаты» получили Гран-при. Гацалов всерьез болен «новой драмой» и сейчас возглавил театр в Прокопьевске.

Надолго ли?

Челябинск

То, что театрам Челябинска и области не стоит ждать выпускников из столичных вузов, стало очевидным в девяностые годы. Хотя раньше было иначе: актеры Александр Мезенцев и Наталья Кутасова, окончившие Щепкинское училище, приехали по распределению в Челябинск и на полтора десятилетия стали ведущими артистами. Но потом уехали и они: Кутасова сейчас актриса питерского Театра сатиры на Васильевском острове, а Мезенцев играет в столичном Театре Гоголя.

Однако в последние годы ситуация стала меняться. Правда, не за счет притока столичных артистов. А наоборот, столица получает кадры из Челябинска– выпускников Челябинской академии культуры и искусства (ЧГАКИ).

Степан Морозов и Рамиля Искандер, пару сезонов поработав на сцене Челябинской драмы, отправились покорять столицу и ныне– в числе ведущих актеров РАМТа. Диплом Челябинской академии у Инги Оболдиной. А недавно в Москве возник новый театр «Рупор», все актеры которого и режиссер Семен Филиппов– выпускники одного курса ЧГАКИ, волею судьбы оказавшиеся в столице и не потерявшие друг друга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *