Калягин прокомментировал конфликт в «Новой опере»
Давайте поговорим об этике, это всегда актуально, а сегодня, когда случился очередной театральный скандал, актуально особенно.
Под самый занавес уходящего года в театре «Новая опера» директор уволил главного художника Виктора Герасименко по причине упразднения должности. И, как вы думаете, что предложил директор заслуженному художнику России, поставившему около двухсот оперных, балетных и драматических спектаклей в Москве и других российских городах, лауреату престижных театральных премий? Он предложил, как и положено, список свободных вакансий, их всего четыре и среди них свободными оказались должности гардеробщика и подсобного рабочего. Как такое предложение назвать? Вопиющим, оскорбительным, унизительным?
Просто не могу найти слов, чтобы выразить свое возмущение. И как будет складываться после этого атмосфера в театре, где руководитель позволяет себе не соблюдать самые элементарные этические нормы? Признаюсь, я не знаю всех подробностей этой истории, но уверен в одном, что этот скандал разрушит творческую жизнь театра, если не навсегда, то надолго, и в ближайшее время художественные победы здесь вряд ли будут возможны.
«Сцена – белый лист бумаги и может служить и возвышенному и низменному, смотря по тому, что на ней показывают, кто и как на ней играет. Чего только и как не выносили перед освещенной рампой! И прекрасные, незабываемые спектакли Сальвини, Ермоловой или Дузе, и кафешантан с неприличными номерами, и фарсы с порнографией, и мюзик-холл со всякой смесью искусности, гимнастики, шутовства и гнусной рекламы. Как провести границу между прекрасным и отвратительным? Недаром Уайльд сказал, что «артист – либо священнослужитель, либо паяц».
Всю вашу жизнь ищите демаркационную линию, отделяющую плохое от хорошего в нашем искусстве».
Это строки Станиславского из его главного, на мой взгляд, труда об этике. Уходящий 2013 год был знаменателен тем, что мы отпраздновали 150-летний юбилей К.С. Станиславского, и все его высказывания об этических принципах, без которых невозможно художественное развитие театра, будут важны для нас и в следующем году, и через год, и через много десятилетий.
Перед Новым годом – Годом культуры, попробуем задуматься, всегда ли мы знаем, где эта демаркационная линия проходит, когда мы ее переступаем, не отличая, что есть настоящее искусство, а что есть его жалкая имитация. Не хотел перед новогодними праздниками портить себе настроение, и вам, мои дорогие, но не высказываться, когда оскорбляют твоего коллегу, не смог. Театральная этика – это вещь непреложная, хорошо бы про это помнить руководителям, совершающим подобные действия.