Капелла Санкт-Петербурга открывает сезон грандиозным концертом

театр «Академическая Капелла Санкт Петербурга»

26 сентября Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга открывает концертный сезон грандиозным концертом. В исполнении солистов, Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга, а также Российского рогового оркестра прозвучит оратория С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» на текст Н.Д. Горчакова.

Дирижер — Народный артист СССР Владислав Чернушенко. Руководитель Российского рогового оркестра — Сергей Поляничко.

Самое известное сочинение Степана Дегтярева — оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» на текст Н.Д. Горчакова (1811) была впервые исполнена под управлением автора в обстановке патриотического подъема кануна Отечественной войны 1812 года. Звучание симфонического оркестра, эффекты рогового оркестра и пушечной пальбы в апофеозе, в сочетании с умелым развитием музыкальной драматургии произвели огромное впечатление. В премьере участвовали почти 200 оркестрантов и певчих.

Хоровые части из оратории стали хрестоматийными, они входили в репертуар любительских, учебных, а также профессиональных хоров. «Г-н Дехтярев своею ораториею доказал, что он может поставить имя свое наряду с первейшими композиторами в Европе», — писал в своей рецензии Г.Р. Державин. Оратория была повторена в 1818 г. при открытии на Красной площади памятника Минину и Пожарскому.

Известны две другие оратории Дегтярева — «Освобождение Москвы в 1812 г.» и «Бегство Наполеона». Последняя, к сожалению, осталась неоконченной.

Степан Аникиевич Дегтярев (1766 — 1813), современник Д.С. Бортнянского, ровесник Н.М. Карамзина, занял в истории русской музыки заметное место.

Дегтярев (или, как он сам подписывался, Дехтярев) — автор многих хоровых концертов, уступавших, по мнению современников, лишь сочинениям Бортнянского, создатель первой русской оратории, переводчик и комментатор первого на русском языке труда по музыке — трактата В. Манфредини.

Еще мальчиком Степана Дегтярева вывезли при наборе певчих из села Борисовка — вотчины Шереметевых, дали блестящее для крепостного образование, предоставив возможность, помимо прочего, посещать лекции в Московском университете и обучаться музыке у европейской знаменитости — Джузеппе Сарти, с которым, согласно легенде, он предпринял в целях совершенствования образования кратковременную поездку в Италию. Дегтярев был гордостью известного крепостного театра и капеллы Шереметевых в пору их расцвета, участвовал в концертах и спектаклях как хормейстер, дирижер и актер, выступал в главных ролях вместе со знаменитой Парашей Жемчуговой (Ковалевой), обучал пению, создавал для капеллы собственные сочинения.

В настоящее время известны названия более 100 хоровых произведений Степана Дегтярева, из них обнаружено примерно две трети сочинений (в основном в виде рукописей). В соответствии с господствовавшей тогда эстетикой в них преобладает мажорный гимнический тон, хотя, быть может, особенно впечатляют моменты скорбной лирики. Композиторский стиль Дегтярева тяготеет к классицистскому. Величественная простота, продуманность и уравновешенность форм его произведений вызывают ассоциации с архитектурными ансамблями того времени.

Но при всей сдержанности в них ощутима и трогательная чувствительность, навеянная сентиментализмом.

Добившись таких вершин славы, которых не достиг ни один из крепостных музыкантов, Степан Дегтярев всю жизнь испытывал тяжесть своего крепостного положения, о чем свидетельствуют распоряжения графа Шереметева. Композитор приобрел известность еще при жизни не только в России, но и за границей: о его сочинениях писали в европейских изданиях. Однако, Дегтярев постоянно страдал от материальных невзгод и под конец жизни ради заработка принял место регента у одного помещика в Курской губернии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *