Карен Шахназаров

«Олег Янковский был фанатично предан своей профессии» Светлана Хохрякова   23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 70 лет. Он умер буквально после премьеры на Каннском кинофестивале последнего фильма с его участием «Царь», который снял Павел Лунгин. Олег Иванович сыграл в нем митрополита Филиппа и очень хотел побывать в Канне, где когда-то оказался с картиной Тарковского «Ностальгия».

Карен Шахназаров

Но это было уже невозможно. Накануне двух дат – 70-летия со дня рождения Янковского и 90-летия «Мосфильма» – входя в костюмерный цех, можно было сразу увидеть костюм, в котором Олег Иванович снимался в картине «Царь». А в одном из коридоров «Мосфильма» его генеральный директор и кинорежиссер Карен Шахназаров показывает портрет Янковского. Он выделяется в галерее мастеров, работавших в разные годы на киностудии.

Такой еще один: стоит только повернуть голову, как возникнет выразительное лицо Леонида Филатова.

В 1991 году вышел фильм Карена Шахназарова «Цареубийца», где время странным образом сместилось, эпохи перепутались. Это была первая картина о расстреле царской семьи. Появилась она после путча 1991 года.

Олег Янковский сыграл там сразу две роли, две ипостаси как будто одного героя – главного врача психиатрической клиники Алексея Смирнова, приехавшего в глухомань из столицы,  и последнего российского императора Николая II. Мы разговариваем об этой работе и об Олеге Янковском с Кареном Шахназаровым.

— Почему именно эти два портрета – Янковского и Филатова – появились в галерее «Мосфильма»? Они ведь отличаются от других.
— Я случайно их увидел у фотографа Сергея Берменьева и заказал. Они мне показались очень выразительными. И теперь на «Мосфильме» два этих выдающихся актера оказались рядом.

Я ведь работал и с тем, и с другим. И теперь не имеет никакого значения, что когда-то они оказались соперниками в кино.

— Олег Янковский был прекрасным актером, камера любила его. А стал ли он, по-вашему, звездой? Осознавал ли свое место на кинематографическом Олимпе? 
Часто бывает так, что большая звезда в кино – необязательно лучший артист. Но к Янковскому это не относилось, потому что он был блистательным актером. Такие эпохальные фигуры, как он, странным образом аккумулировали потребности времени.

Олег Иванович давал нам возможность увидеть в своих героях то, чего мы искали. Бывают талантливейшие актеры, но в силу каких-то причин им не дано стать «вехой» для одного или даже нескольких поколений. У них великолепные роли, но чего-то сущностного, определяющего время нет.

Олег Янковский сфокусировал в себе флюиды середины 70-80-х годов. То, чем жили и томились его герои,  совпадало с настроением в обществе. Был в свое время Николай Крючков, игравший простых парней и  выразивший суть героической, военной поры.

На смену ему пришел Николай Рыбников, воплотивший послевоенные настроения, когда народ устал и хотел спокойной жизни, простых радостей. Рыбников был свой парень. Когда появилась потребность в осмыслении происходящего, появился Иннокентий Смоктуновский со его интеллектуальными героями. В этом ряду стоит и Олег Иванович. В нем воплотилась эпоха 80-х.

Этот период стал самым плодотворным для него. Хотя Олег Янковский на протяжении всей своей творческой жизни держал планку. Может не случайно и то, что именно фильм «Цареубийца», появившийся в 1991 году,  словно завершил определенную веху.

В Янковском многое соединилось и он остается для нас целой эпохой. В его биографии отражается  история нашей страны. 
Янковскому многое было дано: высокий профессионализм, прекрасная внешность, глубокий внутренний мир. В чем-то они были похожи с Леонидом Филатовым, с которым я  работал  на картине «Город Зеро». Леня пришел в кино позже, ближе к перестройке, когда в обществе назревали раздражение и разочарование в том, что происходило в стране. Он был более резок и непримирим. Неслучайно в какой-то момент между ними возникло соперничество.

Правда, Леня боготворил Олега. А у Янковского возникало какое-то раздражение.  И я понимаю, откуда оно шло. Леня вдруг встал на то же поле.

У него был период умопомрачительной популярности, которой добавили еще и его стихи. Филатов стал более современным, больше попадал в настроение, характерное для публики к середине 80-х.

— Так актер и должен быть честолюбив, стремиться стать первым.
— Олег был фанатично предан своей профессии. Вся его жизнь была ей подчинена. Не знаю другого столь же самоотверженного актера.

Он всегда был  безупречно одет,  нес свой образ. Он мог зайти в кафе или магазин за продуктами, но все равно оставался актером Янковским. Все подчинял созданному им образу.

И знал себе цену.

— Это не создавало трудностей в общении?
— Он был честолюбив, но звездной болезнью не страдал. Олег предельно концентрировался во время работы, при этом оказался легким в общении человеком. С ним прекрасно было посидеть в компании, выпить по рюмке, что мы и делали.

С чувством юмора тоже все было в порядке. Мы очень плотно работали практически год и близко сошлись за это время. Времена были непростые: 1990 год, страна трещала по швам.

А мы сдружились.

— В «Цареубийце» снимался  суперпопулярный тогда британский актер Малкольм Макдауэлл. Как складывались его отношения на площадке с Олегом Янковским?
—  Макдауэллом  тогда был фигурой едва ли не номер один в мировом кино. К тому времени он уже снялся в картине «О, счастливчик!» Линдсея Андерсона, «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика, «Калигуле», где одним из режиссеров был Тинто Брасс. Но в нем не было звездности или снобизма. Но поскольку и Макдауэлл, и Олег были двумя героями, между ними возник  дух  соперничества.  Это особенно проявлялось в сценах, где они работали вдвоем. Один хотел переиграть другого.

Причем, они ведь оба – актеры высшего класса. «Цареубийцу» снимали на двух языках – русском и английском. Янковский выучил все диалоги, не зная языка. Это колоссальный труд! А Малкольм отказался играть на русском. Друзьями они не стали.

Видимо, сказалось некое соперничество. Но для актеров это нормально. Олег хотел быть первым, стремился к этому и был этого достоин. Он знал свои преимущества. Например, то, что у него  хороший крупный план.

А у Малкольма были сумасшедшие глаза, наполненные страстью,  темпераментом, внутренней энергией. И он как хороший актер понимал, в чем его сила и использовал это. Олег тоже.

Это как раз показатель профессионального уровня. У Олега Ивановича действительно потрясающий крупный план. Смотришь иногда на него и не знаешь, о чем думает. Может быть, вообще ни о чем, а ощущение такое, что в нем скрыта какая-то бездна.      

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *