КИНО с Иваном Чувиляевым

Эта диковинная штука должна бы привлекать внимание зрителя – у нас-то подобного андеграунда нет и в помине, это чисто московская модификация неофициального искусства. Там оно поставлено на широкую ногу, проводятся его фестивали. А у нас андеграунд – удел пьяных художников, подворотных музыкантов. Но дело, наверное, вовсе не в «московскости» этого Кинотеатра. Слишком просто объяснить его массовость банальным, хорошо поставленным пиаром.

Это слишком массовое искусство, чтоб его популярность объяснять рекламой. Помимо Кинотеатра, есть еще и Театр.doc, равный ему по популярности и силе, да и во всем нашем новом кино есть его следы – Кинотеатра.doc. Страсть к фиксации действительности, интерес к «мясу» жизни – это поветрие времени, просто оно ярче всего проявилось в этой группе режиссеров.

Посмотрите хоть на литературу, кто у нас пишет книжки сейчас, в основном? Правильно, журналисты! В искусстве, видно, вообще происходит сдвиг в сторону смешения романа и газетной статьи, фотографии из горячей точки и парадного портрета. «Док», имея явные корни, испытывая влияния многих режиссеров, тем не менее, авангардное направление, авангардное до предела. Они убили актера как профессию, они стерли границы между художественным фильмом и документальным и утвердили истину: смотреть надо не на кривляние комедиантов, а на жизнь реальных людей в реальных обстоятельствах. Порой это может быть мерзко, зритель может испытывать самые негативные эмоции, но, в конечном итоге, «док» дает людям то, ради чего, собственно, большая часть зрителей и смотрит кино – эффект подглядывания.

С одной стороны, это чистый вуайеризм, желание глянуть в замочную скважину и абсолютно по-детсадовски поглядеть, как там у кого. На этом фронте магистральным антиподом «дока» может быть только реалити-шоу, подглядывание за приглаженной и причесанной стороной жизни других. Это первые предвестники смерти того кино, которое существовало последние сто лет – с актерами, сюжетом, неправдоподобной историей….

К этому, собственно, все и шло – у широкого зрителя восторг чаше всего вызывает жизнеподобное, хотя бы отдаленно напоминающее по форме его собственную жизнь. При всем при этом ох как велик соблазн воспринимать «док» как социалку, документальный детектив о тяжкой доле простого человека. «Док» тянется вниз, к самым грязным и обшарпанным хрущевкам, к пьянкам солдат после дембеля и «откинувшихся» зеков, к падшим женщинам и трудным подросткам. Именно оттого, что это – их герои, и велик соблазн считать такое кино социалкой. Но сдается мне, что это – только форма, эстетика режиссеров, им интереснее грязь в эстетическом плане, не может быть на уме, скажем, у Валерии Гай-Германики желания привлечь внимание к проблемам подростков. А если будет такая цель на уме – то грош цена такому кино, это уже не искусство и не творчество, это уже наука, нельзя подчинять искусство одной-единственной идее или, тем более, цели.

Хотя в Питере и было показано несколько настоящих документальных фильмов (например, «Беслан. Свидетели»), но это опять же не совсем то документальное кино, повествовательное, к которому мы привыкли – есть еще одно определение Кинотеатра.doc – «действительное кино». Так вот цель такой документалистики – не рассказать, а показать, не просто просветить, а побудить к действию. Последний «Кинотавр» в Сочи стал настоящим звездным часом для одного из самых интересных режиссеров действительного кино – Валерии Гай-Германики, ее фильм «Девочки» стал победителем в номинации «Короткометражный фильм». Двадцатиоднолетний вундеркинд стал лицом Кинотеатра.doc, и это вполне объяснимо – на Пушкинской, 10 фильм-лауреат был показан, и по нему как раз и стоит судить обо всем подобном кино. «Девочки», с одной стороны, абсолютно вписываются в общую массу фильмов, а с другой – выгодно выделяются из нее.

Несколько дней из жизни трех девочек. Все вполне реалистично, и банки с джин-тоником, и сами девочки из спальных районов. Но при этом Германика выделяется именно умением этой фиксированной действительности найти драматургию, а не остановиться на куске из жизни, подсмотренном камерой. Даже не особо значительная работа «Триумф боли», над которой Германика работала как оператор, имеет внутренний стержень, смотрится на одном дыхании, заставляет переживать. Зрителю в режиме реального времени показывают, как ради экстремального развлечения девушка вдевает себе в спину кольца, ее подвешивают за эти кольца к цепям и она несколько секунд свободно висит только на тонкой коже.

И зритель переживает, здесь нет ровным счетом никакой единой мысли, никакого желания наставительно заявить, что такое хорошо, а что такое плохо. Это переживания в чистом виде, и именно способность передавать их через камеру выгодно отличает Гай-Германику от прочих режиссеров действительного кино. При том, что «док» можно определить уже по тому, как фильм снят, по дрожащей камере, по тому, что актеры не говорят хорошо по­ставленными голосами, если посмотреть хотя бы несколько фильмов кряду, а их чаще всего так и показывают, то можно увидеть, что внутри действительного кино живет разнообразие жанров – само по себе оно не жанр, это направление, метод. Вот вам уморительно смешная комедия «Палатка» – в течение получаса олухи пытаются понять, как управляться с только что купленной палаткой, чистая комедия положений, просто жизненная.

Тот же «Триумф боли» – чистой воды триллер. Действительное кино уже сформировалось, его уже не нужно даже воспринимать как авангард – это состоявшийся кинематограф, пройдет немного времени, и его будут упоминать в одном ряду с итальянскими неореалистами, немецкой «Догмой», французскими нововолнистами… Просто до России позже докатилась волна желания фиксировать реальность, установить непосред­ственную связь между кино и жизнью.

А почему – это уже другой разговор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *