«Когда судьба по следу шла за нами»
Историю Кармен В Театре на Литейном разыграли в ее отсутствие Светлана РУХЛЯ Молодой режиссер Галина Жданова поставила на сцене Театра на Литейном легендарную новеллу Проспера Мериме «Кармен». Поставила неожиданно (историю разыгрывают исключительно мужчины), с риском быть не понятой: публике сложно смириться с отсутствием на подмостках собственно Кармен. Хотя это обстоятельство дает счастливую возможность не увидеть очередной штамп – раскрашенную манерную куклу, под стать сериальным «кармелитам» – сплошь и рядом встречающуюся на оперно-концертных площадках. Впрочем, «штампы» – это, конечно, не о воспитаннице Вениамина Фильштинского, ярко дебютировавшей в Театре на Литейном пронзительным «Марьиным полем».
Ее стезя – очень авторский, очень режиссерский театр, с продуманным до тонкостей и мелочей сценическим действием.
Сценическое пространство оформлено по минимуму: драпировка стен и задника, огромный остов (скелет, каркас), похожий на экспонат зоологического музея. Главный (и единственный) визульный образ, многократно меняющий место дислокации, включает воображение и играет спектаклю на руку. Пролог: выбегающая на сцену стайка современных и экспрессивных юношей. Каждый с четко продуманным характером, каждый – со своим словом о женщине, вернее, о глубоко личном ее восприятии.
Энергия рэпа смикшируется рафинированной инфантильностью, экзальтированность эмоций подготовит почву для восприятия основного сюжета.
Поначалу может показаться, что «Кармен» — спектакль о страсти и о страстях. Но первое впечатление обманчиво. Над героями давлеет рок: и рассказ, скорее, о неосознанном влечении героев друг к другу и неосознанном же стремлении к смерти. Ведь Хосе для Кармен – верная погибель, и цыганским своим нутром, она не может не чувствовать закономерного исхода.
Кармен для Хосе – дорога в преисподнюю, по которой он и идет как зачарованный. И бытовая причинно-следственная связь в данном контексте, становится совсем не важной. Как и отсутствие на подмостках главной героини.
Перед зрителем разворачивается история с давно известным финалом. Но связано это не с тем, что все читали когда-то новеллу Мериме, или слушали оперу Бизе. Конец сюжета становится отправной точкой действия, и в этой ретроспективе (бывший сержант расскажет о своей жизни после того, когда она закончилась) Хосе не только действующее лицо, но и наблюдатель. Он предстает сразу в восьми лицах – молодые актеры из пролога перевоплотятся в самого Хосе и в семь его смертных грехов.
Текст Проспера Мериме зазвучит, разложенный на восемь голосов, и подобное «расшепление» сознания главного фигуранта позволит взглянуть на сюжет «изнутри». В том числе, осознать, что крупицы Хосе есть в любом (или почти любом) мужчине. Пластическая составляющая (балетмейстер Ирина Ляховская) – актеры безостановочно двигаются – может показаться избыточной, уводящей мысль в акробатику, но изобильное движение удачно уравновешивает внутреннюю разбалансированность героя, прячет нервную дрожь (и на пороге в преисподнюю Хосе обуреваем лишь желанием увидеть Кармен). Как и возникающая периодически Хабанера из оперы Бизе не имеет целью «материализовать» Кармен, скорее напомнить о предопределенности и роке.
Своеобразным же манифестом спектакля станут финальные строчки Арсения Тарковского: «Когда судьба по следу шла за нами,/ Как сумасшедший с бритвою в руке».