«Когда судьба по следу шла за нами»

Историю Кармен В Театре на Литейном разыграли в ее отсутствие Светлана РУХЛЯ   Молодой режиссер Галина Жданова поставила на сцене Театра на Литейном легендарную новеллу Проспера Мериме «Кармен». Поставила неожиданно (историю разыгрывают исключительно мужчины), с риском быть не понятой: публике сложно смириться с отсутствием на подмостках собственно Кармен.«Когда судьба по следу шла за нами» Хотя это обстоятельство дает   счастливую возможность не увидеть очередной штамп – раскрашенную манерную куклу, под стать сериальным «кармелитам» – сплошь и рядом встречающуюся на оперно-концертных площадках. Впрочем, «штампы» – это, конечно, не о воспитаннице  Вениамина Фильштинского,  ярко дебютировавшей в Театре на Литейном пронзительным «Марьиным полем».

Ее стезя – очень авторский, очень режиссерский театр, с продуманным  до тонкостей и мелочей сценическим действием.

Сценическое пространство оформлено по минимуму: драпировка стен и задника, огромный остов (скелет, каркас), похожий на экспонат зоологического музея. Главный (и единственный) визульный образ, многократно меняющий место дислокации,  включает воображение и играет спектаклю на руку. Пролог: выбегающая на сцену стайка современных и экспрессивных юношей. Каждый с четко продуманным характером,  каждый – со своим словом о женщине, вернее,  о глубоко личном ее восприятии.

Энергия рэпа смикшируется рафинированной инфантильностью, экзальтированность эмоций  подготовит почву для восприятия основного сюжета.

Поначалу может показаться, что «Кармен» — спектакль о страсти и о страстях. Но первое впечатление обманчиво. Над героями давлеет рок: и рассказ, скорее, о неосознанном влечении героев  друг к другу и неосознанном же стремлении к смерти. Ведь Хосе для Кармен – верная погибель, и цыганским своим нутром, она не может не чувствовать закономерного исхода.

Кармен для Хосе – дорога в преисподнюю, по которой он и идет как зачарованный. И бытовая причинно-следственная связь в данном контексте,  становится совсем не важной. Как и отсутствие на подмостках главной героини.

Перед зрителем разворачивается история с давно известным финалом. Но связано это не с тем, что все читали когда-то новеллу Мериме, или слушали оперу Бизе. Конец сюжета становится отправной точкой действия, и в этой ретроспективе (бывший сержант расскажет о своей жизни после того, когда она закончилась) Хосе не только действующее лицо, но и наблюдатель. Он предстает сразу в восьми лицах – молодые актеры из пролога перевоплотятся в самого Хосе и в семь его смертных грехов.

Текст Проспера Мериме зазвучит, разложенный на восемь голосов, и подобное «расшепление» сознания главного фигуранта позволит взглянуть на сюжет «изнутри». В том числе, осознать, что крупицы Хосе есть в любом (или почти любом) мужчине. Пластическая составляющая (балетмейстер  Ирина Ляховская) – актеры безостановочно двигаются – может показаться избыточной, уводящей мысль в акробатику, но изобильное движение удачно уравновешивает  внутреннюю разбалансированность героя, прячет нервную дрожь (и на пороге в преисподнюю Хосе обуреваем лишь желанием увидеть Кармен). Как и возникающая периодически Хабанера из оперы Бизе не имеет целью «материализовать» Кармен, скорее напомнить о предопределенности и роке.

Своеобразным же манифестом спектакля станут финальные строчки  Арсения Тарковского:  «Когда судьба по следу шла за нами,/  Как сумасшедший с бритвою в руке».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *