Комедия строгого режима
После пожара в пермском клубе «Хромая лошадь» по России прокатилась волна противопожарных проверок: в итоге в прошлом году вынуждены были приостановить свою работу многочисленные досуговые учреждения, в том числе и театры. И хотя позже они возобновили свою деятельность, – опыт показал, что после многомесячных простоев театрам сложно вернуть своего зрителя в зал – приходится заново раскручивать свои постановки. Впрочем, причина не только в «простоях».
В этом номере «Театрал» решил выяснить, почему спектакли российских театров сложно рекламировать. На этот вопрос ответили и наши эксперты. Вячеслав СПЕСИВЦЕВ, художественный руководитель Московского молодежного театра:
– Очень многие театральные коллективы тешут себя странным ковырянием в мастерстве: дескать, смотрите, какие мы оригинальные. Но при этом не думают о том, что на самом деле беспокоит зрителя. А театр – это ведь часть общества. Следовательно, для успешной раскрутки спектакля надо знать зрительские потребности, надо участвовать в военной реформе, образовательной, медицинской – жить вместе со страной. То есть так, как живет сегодняшний зритель.
А не ковыряться в собственных домыслах по поводу пьесы. Когда говорят, что на раскрутку нужны деньги, – это смешно. Для раскрутки нужно знать необходимость: что мы хотим сказать через этот спектакль? Вот человек идет на автобус, поскольку ему нужно доехать до работы.
Так же и театр ему нужен, чтобы доехать до собственной души, а может, до души своих друзей или до души любимой женщины. И когда театру удается осуществить этот «маршрут» – спектакль становится популярным. Это и есть раскрутка.
Иосиф ПРИГОЖИН, продюсер:
– В раскрутке спектакля несколько составляющих. Но особенно важен состав. Люди идут не только на спектакль, они идут еще и на актеров. По сути, кассовые сборы делают звезды. И чем больше звезд играет в спектакле, тем больше желающих пойти на этот спектакль.
Это мое глубочайшее убеждение. Я думаю, что каждый профессионал в области искусства скажет вам то же самое. Если театр делает ставку на конкретного актера, то важно, чтобы этот актер появлялся на телевидении, давал интервью журналам, появлялся на обложках… А чтобы этот процесс проходил, у каждого театра должен быть свой пресс-секретарь. Он будет привлекать представителей СМИ: мол, смотрите, в нашем театре есть подающие надежды талантливые люди. Это называется «коммуникация», и она очень важна для того, чтобы донести эту информацию до общественности.
Я знаю, что благодаря очень многим телегероям, которые мелькают на центральных каналах, театры делают огромные сборы. Но тут важно не перегнуть палку. Например, публика очень любит Театр наций Евгения Миронова, но это потому, что Евгений поступает мудро: появляется на экранах «дозированно», не балует телевидение, но в то же время не позволяет забыть о себе.
Алла СИГАЛОВА, хореограф:
– В Москве я порой наблюдаю картину: театру особо нечем удивлять зрителя, но реклама – на каждом шагу. И публика, видимо, покупает билеты. С другой стороны, с театральным «продуктом» ситуация особая.
Нельзя рассчитывать, что на спектакли Камы Гинкаса будут приходить 1200 человек, сколько приходит в Театр Моссовета. У каждого ровно столько зрителей, сколько должно быть. И конечно, многое зависит от вкусов зрителей. Например, спектакль «Иисус Христос — суперзвезда» в Театре Моссовета идет с успехом уже 25 лет. Нужна ли ему раскрутка?
Конечно, нет. Впрочем, можно посмотреть на ситуацию еще проще: бюджеты театров мизерные – зарплату платить нечем, денег на ремонт крыши нет… Был бы бюджет, вся Тверская давно бы была завешана плакатами репертуарных театров.