Концерт ансамбля старинной музыки Новая Голландия
театр «Смольный собор»
7 августа в Смольном соборе в исполнении ансамбля старинной музыки «Новая Голландия» прозвучит популярнейший цикл из четырех концертов Антонио ВИВАЛЬДИ «ВРЕМЕНА ГОДА».
«Времена года» – музыкальный шедевр эпохи барокко – прозвучит не только в барочном соборе, но и с барочным клавесином. К романтическому сезону белых ночей Смольный собор приготовил для слушателей изысканный подарок: теперь под сводами собора будет звучать клавесин, приобретённый в июне . Инструмент сделан голландскими специалистами и является точной копией клавесина, который создал в 1756 году знаменитый парижский мастер XVIII века Анри Хемш.
Сегодня в мире насчитывается всего лишь пять клавесинов Хемша. Полнозвучный, уникального музыкального качества инструмент обладает благородным звучанием, полным утончённых нюансов. Аутентичен не только голос клавесина, но и его «лицо»: эффектный внешний вид инструмента несет печать роскошного и прихотливого стиля барокко.
Цикл «Времена года» Антонио Вивальди – одного из титанов эпохи барокко – с участием нового клавесина зазвучит с особым блеском, поражая публику царственной красотой и богатством красок.
Антонио Вивальди (1678 – 1741) – выдающийся представитель итальянской культуры, один из самых своеобразных музыкантов эпохи барокко. Чрезвычайно деятельная натура, Вивальди – композитор, скрипач-виртуоз, дирижер, педагог – поражал современников разносторонностью своих интересов. Композитор творил с феноменальной быстротой и любил повторять, что сможет сочинить концерт со всеми его партиями быстрее, чем переписчик сумеет его переписать… Большую часть жизни Вивальди прожил в Венеции.
В течение 36 лет он преподавал в женской консерватории (консерваториями тогда называли сиротские приюты) Ospitale della Pieta, где руководил оркестром, играя в нем сольную партию скрипки. Именно для этого женского оркестра, прославившегося высоким уровнем исполнения, Вивальди написал почти все свои концерты (общее число их достигает 500).
Цикл «Времена года» объединяет 4 концерта, каждому концерту предпослана литературная программа – небольшое стихотворение в форме сонета. Имя автора сонетов в изданиях «Времен года» не указано; предполагают, что автором был сам Вивальди.
В музыке цикла композитор стремился прежде всего выразить свое лирическое восприятие окружающего мира. Настроения, вызываемые созерцанием картин природы и сельского быта, воплощены в экспрессивных мелодических образах. В использовании виртуозных, динамических, тембровых возможностей оркестра и солирующей скрипки, в смелых, порой «современно» звучащих гармониях сказывается присущая Вивальди неистощимая изобретательность и богатство творческой фантазии.
«Времена года» Вивальди – один из своеобразнейших памятников великой эпохи в истории музыкального искусства. В этой свежей, колоритной, жизнерадостной музыке гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотились в «Пасторальной симфонии» Бетховена и в произведениях композиторов-романтиков.
Ансамбль старинной музыки «Новая Голландия» одним из первых в России начал заниматься аутентичным (исторически ориентированным) исполнительством старинной музыки.
Ансамбль был создан в Петербурге в 1989 г. флейтистом Павлом Андреевым. В его состав вошли молодые петербургские музыканты, выпускники Санкт-Петербургской консерватории. Музыканты ставили перед собой задачу восстановить подлинное звучание европейской музыки XVII – XVIII веков, освоить и оживить в своих руках многочисленные старинные инструменты.
Основной состав ансамбля: Павел АНДРЕЕВ (флейта траверсо), Юлия ЛУРЬЕ (барочная скрипка, виола да гамба), Любовь ПАВЛОВА (барочная виолончель), Михаил БЛЕХЕР (клавесин).
За годы существования ансамбль стал хорошо известен в России, обрёл высокую профессиональную репутацию, гастролировал в странах Балтии, Польше, Югославии, Германии, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии. Участвовал в международных фестивалях, является дипломантом московского фестиваля старинной музыки.
В репертуаре ансамбля множество программ европейской музыки XVIII – XIX веков, которые постоянно обновляются. Среди них такие, как «Граунды. Чаконы.
Пассакалии», «Вивальди – концерты для камерного ансамбля», «Музыка при дворе Людовика XIV», «Бах и его предшественники», «Примиренные вкусы», «Вечер флейтовых квартетов» и др. Ансамблем создана уникальная программа «Музыка при русском дворе конца XVIII века», в которую, наряду с другими, вошли произведения, найденные в нотной библиотеке русской императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги русского императора Александра I) и с елизаветинских времён, по-видимому, не исполнявшиеся.
С 1998 г. ансамбль постоянно сотрудничает с Петербургским Музеем Музыки в Шереметевском дворце. Осуществив научно-исследовательские работы в коллекции музыкальных инструментов Музея Музыки, музыканты в 1998 – и по настоящее время ансамбль ежемесячно проводит в музее концерты (цикл «Музыкальные пятницы барона Штакельберга»), посвященные разным инструментам, композиторам, неизвестной музыке.
В 2007 г., совместно с сотрудниками нотного отдела РНБ, музыканты осуществили исполнение и издание сборника сонат Лодовико Мадониса, знаменитого итальянского скрипача, служившего при русском дворе в 1-й половине XVIII века. Сборник сонат был утерян еще при жизни композитора, и первый раз услышать звучание уникальной находки стало возможным только в XXI веке.
Ансамбль – постоянный партнер Таллиннского барочного оркестра, выступает с музыкантами Финляндии, Германии, Латвии, Эстонии. Постоянный партнер ансамбля в последние годы – камерный хор «Festino». Юбилейный сезон 2009-2010 гг. был ознаменован исполнением «Страстей по Иоанну» И.С.
Баха международным сборным барочным ансамблем, хором «Festino» и молодыми вокалистами Петербурга.
Компакт-диски ансамбля: «Вивальди. Шесть концертов для камерного ансамбля», «Hotteterrе. Шесть трио-сонат», «Muzeum of music» (записи инструментов из музейной коллекции), три диска серии «Старинная музыка на старинных инструментах»: «Музыка при дворе Людовика XIV», «И С. Бах. Три сюиты для виолончели соло», «Бах.
Бибер. Витали» (чаконы и пассакалии для скрипки).