Концерт к 200-летию со дня рождения Джузеппе Верди
театр «Академическая Капелла Санкт Петербурга»
12 октября в честь 200-летия со дня рождения Джузеппе Верди в исполнении Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга прозвучит одно из наиболее выдающихся творений Верди – его Реквием. Солисты: заслуженная артистка России Марина ШАГУЧ, солистка Мариинского театра (сопрано), лауреат международных конкурсов Людмила Сиденко, солистка Певческой капеллы (меццо-сопрано), Отокар КЛЯЙН, солист Национальной оперы Словакии (тенор), заслуженный артист России Пётр МИГУНОВ (бас). Дирижер — народный артист России Александр ЧЕРНУШЕНКО.
Джузеппе Верди (1813 — 1901) — классик итальянской музыкальной культуры, один из самых значительных композиторов XIX в. Его музыке присущи благородство, красота, неисчерпаемый мелодизм, безошибочная точность в воплощении сложнейших процессов, происходящих в глубинах человеческой души. Произведения Верди несут в себе ощущение особой красоты и гармонии. «Мне нравится в искусстве все, что прекрасно», — говорил композитор. Образцом прекрасного, искреннего и вдохновенного искусства стала и его собственная музыка.
Перу композитора принадлежат 26 опер, духовные и инструментальные произведения, романсы. Самую значительную часть творческого наследия Верди составляют оперы, многие из которых («Риголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло») звучат со сцен оперных театров всего мира уже более ста лет. Произведения других жанров, за исключением вдохновенного Реквиема, практически не известны, рукописи большинства из них утеряны.
Реквием Верди – монументальный 7-частный цикл для четырех солистов, смешанного хора и оркестра – был завершен в 1874 году.
Наряду с психологической глубиной и эмоциональным музыкальным языком, Реквиему присущи театральная образность и красочность, сближающие это произведение с лучшими поздними операми композитора. Реквием единственное крупное произведение Верди, не предназначенное для оперного театра.
После смерти одного из величайших итальянских композиторов Джакомо Россини в 1868-м году, Верди выступил с предложением, адресованным итальянским композиторам: совместно написать Реквием в память об ушедшем великом коллеге. Это предложение было принято с большим энтузиазмом.
В конце концов, все части были написаны определенными для этого авторами, однако исполнение Реквиема так и не состоялось. Через некоторое время Верди принял решение закончить произведение в одиночку. К этому его подтолкнула смерть еще одного героя итальянской культуры того времени, одного из видных деятелей итальянского национально-освободительного движения, писателя Алессандро Манцони.
Реквием Верди впервые был исполнен 22 мая 1874 года в годовщину смерти Манцони в Милане, в церкви святого Марка под управлением самого автора и при участии грандиозного хора, оркестра и лучших итальянских певцов. Уже через несколько дней Реквием был повторен с огромным успехом в Ла Скала, а затем – в Париже, Вене, Санкт-Петербурге и других городах.
Скорбь по умершему, гнев, вызванный безжалостным вторжением смерти в жизнь великого человека, любовь и нежность к нему, радость земного существования – эти чувства Верди воплотил искренне, просто и человечно. Реквием несет в себе большое количество черт, характерных именно для опер Верди. Часть Реквиема Lacrimosa — это и вовсе музыка, которая изначально должна была войти в оперу «Дон Карлос». С точки зрения слушателя, для Верди Реквием представляется драмой ничуть не меньшей, чем, скажем, те драмы, которые развертываются в его «Аиде» или «Дон Карлосе». И в операх, и в Реквиеме самое важное для Верди — сила и красота человеческого духа.
Именно яркость и напряженность эмоций делают Реквием Верди одним из наиболее любимых произведений слушателей всего мира.