Концерт как импровизация

В программе мероприятий, посвященных открытию Новой сцены Мариинского театра, этот концерт стоял особняком.

Во-первых, актуальность Концертного зала Мариинского театра в эти дни как-то логично отошла на второй план. Во-вторых, неясность программы концерта, несмотря на именитость участников, повергала в некоторое недоумение. Да и позднее начало — в 22:00 — на фоне безусловной и беспрестанно обсуждаемой непунктуальности маэстро Гергиева обещало нескучную ночь всем отважившимся. И вот даже при всём при этом

те, кто отважились, были вознаграждены несказанно.

О программе концерта слушатели узнали лишь после приобретения программок, да и то — лишь отчасти, ибо Валерий Гергиев, стоявший в эту ночь за пультом, как известно, — большой импровизатор.

Какой-то погребальной безнадёжностью прозвучало анданте из Концертной симфонии для скрипки и альта Моцарта (KV 364). Беспросветная тоска звучала не столько в музыке, сколько в исполнительской манере, но даже при этом меня удивил весьма сдержанный приём скрипача Лоренца Настурицы-Хершовичи, который, к слову, в списке участников вообще не значился, и Юрия Башмета.

Совершенно противоположную реакцию зала вызвало исполнение Скрипичного концерта ре мажор Брамса (op. 77) греческим скрипачом Леонидасом Кавакосом:

настоящий гром оваций стал отражением лучезарной экспрессии,

технической виртуозности и окрыляющей одухотворенности, которыми переливалось это исполнение.

После антракта Валерий Гергиев пригласил на сцену Пласидо Доминго,

который в ответ на очень трогательное и тёплое приветствие маэстро попросил никого не пугаться, ибо петь сегодня он не будет.

Доминго сказал, что считает для себя большой честью в юбилейный год Верди исполнить в качестве дирижера увертюру к вердиевской «Силе судьбы» именно в Петербурге, где в 1862 году состоялась премьера этой оперы.

Увертюра была исполнена в чуть «приподнятом» темпе, что придало её хрестоматийной узнаваемости дополнительную экспрессию. Публика была в восторге.

Продолжением общественной эйфории стало выступление Вадима Репина

с Первым скрипичным концертом Бруха (op.

26). Произведение, в котором взаимопонимание оркестра с солистом — едва ли не половина успеха, прозвучало настоящим гимном русской исполнительской школе.

Финальным апофеозом мероприятия стала бронебойная мощь Дениса Мацуева,

редко разменивающегося на внимание к интерпретаторским тонкостям и по этой причине пользующегося беспримерной популярностью у народа.

Разумеется, бешеная виртуозность, с которой была исполнена рахманиновская «Рапсодия на тему Паганини», не могла не поразить присутствовавших, и для демонстрации внутрицеховой солидарности и импровизированного чествования маэстро Гергиева, который накануне отметил своё шестидесятилетие, это было именно то, что нужно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *