«Конек-Горбунок» в МХТ им. Чехова
Ксения ЛАРИНА Современные российские дети вниманием театральных мастеров не избалованы. Весть о появлении в репертуаре Московского художественного театра сказки «Конек-Горбунок» стала главной интригой сезона. Дети в восторге. Восторг выражается в том, что, во-первых, они все стоят, потому что сидеть в состоянии восторга невозможно. Во-вторых, в том, что они все время комментируют происходящее – потому что молчать в состоянии восторга, как вы понимаете, тоже невозможно.
Поэтому весь спектакль идет на фоне непрекращающегося гула. Артисты стараются перекричать этот гул, пение хора и музыку – поэтому разговаривают ненатуральными голосами, как на новогодней елке. Ну что ж, елка так елка.
Спектакль напичкан чудесами, как мешок Деда Мороза. Задействована вся театральная машинерия. И бревно у них летает.
Да еще и с пассажирами. И остров с пляшущими мужиками превращается в кита. И кит вдруг взмывает вверх, а под ним оказывается дно морское с подводными жителями, которые на дне разыгрывают настоящее «На дне» со своими Бароном, Сатиным и Василисой… И Царь-девица «переплывает» сцену в челноке, отталкиваясь огромным веслом, а потом и вовсе включает лодочный мотор и, тарахтя, скрывается за кулисами.
И Солнце с Месяцем, как и положено, – на небе, сидят на облаках, сверкая золотыми и серебряными локонами, и вещают античными голосами – послушно сидим, задрав голову. И снег идет, и Царь поет роскошным басом-баритоном арию «крамольного» содержания «Убей царя!» (тексты зонгов Алексея Кортнева). Царь (Сергей Беляев) – мягкий сдобный простодушный кретин, «помазанник божий» с куриными мозгами и большими амбициями.
Спальник (Эдуард Чекмазов сыграл одну из лучших ролей в этом спектакле) – классический злодей в черном, мстительный, визгливый, куражистый. Сочной, обворожительной Ирине Пеговой (Кобылица, Девушка, Царь-девица) играть нечего, поэтому зрителю остается следить за ее волшебными стремительными переодеваниями и преображениями. Конек-Горбунок (Сергей Медведев) тоже лишен всякой индивидуальности, и сказать про него нечего: ну, в летных очках, ну, сено жует.
Впрочем, яркие эпизоды есть у каждого персонажа (все работают на износ, с огромным удовольствием – и это главная заслуга создателей и участников спектакля). Но когда прислушиваешься к тому, что они все произносят – тут-то и становится ясно, в чем причина смутного беспокойства. Дело в том, что сказку Ершова переписали братья Пресняковы, известные и популярные современные драматурги. Поэтому из сказки волшебным образом исчезли живые люди, говорящие звери и прочие умные сказочные существа.
Их лишили слова человечьего, они перестали слышать друг друга и понимать. Их диалоги – случайный треп, актерская отсебятина. Но – тс-с-с!
Это заметили только дяди и тети. Дети получают свой восторг и свою сказку.
А взрослым, жаждущим реприз Шварца и афоризмов Горина, здесь ничего не светит. В смысле – не греет. Олег (13 лет)
«Конек-Горбунок» – это сказка. Но не та, которая Ершова. Это уже не сказка, а ремейк. Очень смешной. Для тех, кто поймет, конечно.
Поэтому не советую смотреть этот спектакль детям до 10 лет. Маленькие дети будут спрашивать (я сам слышал): «А где же сказка?» А нет сказки! Вот в чем прикол.
Мне понравился Кит: большой, круглый и с глазом. Еще Царь понравился – что ни скажет, живот надорвешь. Он даже один раз стал читать Пушкина, а ему сказали: «Это не та сказка!» Еще прикольные братья Ивана – хитрые, украли у него кобылиц, издевались над ним, даже в колодец отправили, чтобы он сосчитал, сколько там ведер воды. На первый взгляд Иван кажется глупым, но – нет! Он им всем нос утер.
Еще понравились три котла – на самом деле три железных чана с крышками, с молоком, горячей и холодной водой. На них было написано МОЛ, ГОР и ХОЛ. Мне эти чаны напомнили кастрюли в столовой. А смысл – прежде чем насмехаться над другими, посмотри на себя.
Я бы так сказал.
Александра (10 лет)
Вообще хороший спектакль, я бы даже сказала – классный. Весело, смешно, почти как в книжке. Я смех чувствовала прямо. И радостно было.
Конька я себе раньше представить не могла, не получалось, но этот мне очень понравился. Красивый… А Иванушка никакой не дурак.
Правда, и не умный. Вот глупый бы Кобылицу отпустил, а этот ей поверил, значит – не дурак. Но средний. Потому что Конька не слушался.
Царевну бы я немного по-другому сделала. Я думала, у нее платье будет нормальное и корона. И грим на лбу со звездой. Но эта тоже хорошая, только смешная, особенно когда бревно завела, как машину. А еще Царь мне понравился, даже, наверное, больше всех.
Особенно, когда они все там ждали приказа, а он вообще забыл, что он царь. Самолет-бревно здоровский, Солнце смешное… Про Месяц со звездами я не поняла: кого они куда там увольняют. И Злодей – супер.
Братья у Ивана – прикольные, взъерошенные все, на некоторых с улицы похожи. Это вообще у них спектакль про любовь получился. И люди такие на самом деле есть. Особенно Ерш со Щукой…