Королева, она и в джазе королева
Фестивальный проект «Королевы оперы» — событие, безусловно, экстраординарное: по-своему, просветительское, в некотором роде гламурное, и явно нетривиальное. И даже статусный патронаж в лице Светланы Медведевой — супруги российского премьер-министра, почтившего своим скромным присутствием торжественное открытие фестиваля, — говорит о серьёзности проведенной организаторами работы.
Оценить художественное значение фестиваля можно будет только по завершении весьма объемной программы из одиннадцати сольных концертов, стартовавшей в минувшую субботу и рассчитанной на два театрально-концертных сезона (финальный гала запланирован на лето ).
Основной формат фестиваля — серия сольных концертов выдающихся певиц конца XX — начала XXI вв.,
среди которых Ольга Бородина, Элина Гаранча, Анжела Георгиу, Хибла Герзмава, Мария Гулегина, Натали Дессей, Суми Йо, Вальтрауд Майер… Организаторы не раскрывают ещё трёх имён, которые должны украсить фестивальную афишу, но даже этот неполный список выглядит поистине королевским, а заявленный формат индивидуальных сольных программ будет способствовать максимально эффектной подаче заявленных звёзд вне зависимости от их текущих вокальных кондиций.
В этой связи
показательным стало открытие фестиваля концертом легендарной Джесси Норман, выступившей в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко с обширной джазовой программой «Американские маэстро».
В первом отделении были представлены фрагменты из мюзиклов Л. Бернстайна, Дж.
Гершвина, Дж. Керна, Г. Арлена, Р. Роджерса и О. Хаммерстайна, исполнение которых позволили певице продемонстрировать по-прежнему впечатляющий вокальный диапазон и глубоко индивидуальное чувство стиля этих произведений, уже ставших классическими.
Современные вокальные ресурсы Джесси Норман, разумеется, с трудом вписываются в рамки требований, предъявляемых к академическому пению, и в тех пассажах, которые требуют чистого и строгого звуковедения, голос певицы кажется малоподвижным, напряженным и чрезмерно заглубленным. Но
как только Норман перестаёт демонстрировать собственную уникальность, вокал удивительным образом преображается, и в нём начинает звучать, что называется, душа певицы, а не её мемориальное прошлое.
С этим трогательным, почти интимным откровением были исполнены во втором отделении концерта медитативные композиции В. Скотто, Э. К. Дюка Эллингтона (особенно «Медитация для фортепиано», исполненная в верхнем регистре), народные песни и, конечно, знаменитая «Summertime», прозвучавшая в дополнение к основной программе как-то особенно мягко и хрупко. Я принципиально не буду затрагивать сугубо субъективного аспекта созерцания оперной легенды XX века, поскольку, уверен,
у каждого участника этого мероприятия осталось своё собственное ощущение неправдоподобного преображения лёгкого, дежурного скепсиса в абсолютное и безоговорочное приятие этой удивительной актрисы, певицы и женщины.
Абсолютным подарком вечера стало знакомство с работой аккомпаниатора примадонны — Марка Маркэма: высочайший класс стилистической многогранности и удивительного взаимопонимания между пианистом и певицей были просто восхитительны.
Отдельно стоит отметить изысканное оформление сцены, выполненное Татьяной Тридворновой из хрустальных нитей и живых орхидей, один из сортов которых, как известно, носит имя самой Джесси Норман.
Джазовая программа певицы хоть и слабо выписывалась в классическую ипостась заявленной фестивальной программы, но оказалась весьма символичной, лишний раз напомнив о том, что
настоящие звёзды не гаснут, а титул Королевы — пожизненный…