Культурные бунты уходящего сезона
Для нового министра культуры России Александра Авдеева первый испытательный сезон стал настоящим испытанием Ксения ЛАРИНА В течение года министру культуры несколько раз пришлось извиняться перед культурной общественностью и гасить очаги культурного сопротивления на разных участках вверенного ему пространства. Незатихающий конфликт вокруг Центрального Дома актера, на который то и дело покушаются чиновники разных рангов, закончился временным перемирием и трагическим невосполнимым уходом из жизни легендарного директора дома Маргариты Александровны Эскиной. Теперь после ее ухода готовиться к возможным битвам придется ее преемнику и соратнику – Владимиру Этушу, которого единогласно избрали новым директором на правлении Дома актера.
Неожиданный локальный взрыв произошел по соседству с Домом – в Театре Вахтангова, где должность художественного руководителя после смерти Михаила Ульянова занял литовский режиссер Римас Туминас. Во время репетиций своего первого спорного спектакля «Троил и Крессида» Туминас столкнулся с непониманием, а то и с откровенной фрондой некоторых вахтанговских звезд, которые донесли свое недовольство режиссером до министерства культуры. В своем письме они сетовали на несоблюдение режиссером вахтанговских традиций и моральных норм и поставили вопрос о его досрочном увольнении. По Москве поползли слухи: Туминаса снимают!
Слухи росли и множились, пестря фамилиями возможных претендентов на освобождающуюся должность. Основная часть труппы встала на защиту своего режиссера – письмо, подписанное большинством работников театра, – легло на стол к министру культуры. Обескураженный министр встретился с Туминасом и принес ему свои извинения.
Контракт был продлен, министр побывал на репетиции «Дяди Вани» и остался доволен.
Аналогичный случай произошел в стенах главного театрального вуза страны: в середине мая неожиданно и без объяснения причин указом Минкульта была снята с должности ректора РАТИ (ГИТИСа) Марина Хмельницкая и исполняющим обязанности назначен некий Юрий Шерлинг – фигура в театральном мире скандально известная и уж никак не ассоциирующаяся со звездным преподавательским составом прославленного института. На следующий же день новый ректор уволил двух своих заместителей и сделал несколько самонадеянных заявлений. В ответ он получил несколько заявлений об уходе и потоки гневных публикаций в прессе. ГИТИС взбунтовался всерьез: на расширенном заседании коллегии студенты, аспиранты и профессора, обнявшись, пели «Гаудеамус» и скандировали «Позор!» в адрес государственных чиновников.
Министр культуры Авдеев отменил свое назначение, восстановил в должности уволенных проректоров, пришел в институт, встретился с педагогами и принес свои извинения. Выборы ректора назначены на осень.
Консерватория в отличие от бунтующего ГИТИСа повела себя консервативно: когда в кабинет к ректору Тиграну Алиханову явилась группа «искусствоведов в штатском» и, ссылаясь на указ министра культуры о снятии «в связи с достижением пенсионного возраста», потребовала «освободить помещение», пожилой профессор покорно подчинился и самолично снял с двери табличку со своей фамилией. На следующий день консерваторцам вернули «старого» ректора – Александра Соколова, весьма одиозного министра культуры, прославившегося криками в адрес современных художников и маниакальным желанием ввести в культурное пространство цензуру. Будучи министром, Соколов практически обвинил директора Третьяковки Валентина Родионова в коррупции и пропаганде сомнительных полотен, позорящих имидж России.
На волне этого скандала из Третьяковки был уволен куратор отдела современного искусства Андрей Ерофеев, против которого заведено уголовное дело, позорный судебный процесс продолжается до сих пор. Выпроводить же самого Валентина Родионова на пенсию нынешнему министру культуры пока не удается: на настойчивые предложения господина Авдеева покинуть пост директора господин Родионов отвечает гордым отказом.
Под занавес сезона волна скандалов докатилась и до благополучного, казалось бы, заведения – МХТ им. Чехова. Репутация одного из лучших театральных менеджеров и безусловного театрального лидера – Олега Табакова – оказалась под угрозой.
По обвинению в мошенничестве в крупных размерах один за другим были арестованы три высокопоставленных сотрудника административно-хозяйственной части театра (среди них первый заместитель художественного руководителя и заместитель директора). Театр в своих комментариях соблюдает осторожность.
В заявлении, размещенном на сайте театра, говорится: «Руководство театра рассчитывает на то, что печальный эпизод будет исчерпывающе расследован, будут сделаны справедливые выводы и коллектив получит возможность спокойно работать. Обращаемся ко всем нашим коллегам-журналистам с одной просьбой: не взвинчивать ситуацию всяческими домыслами, не давить на следствие и помнить, что в нашей стране существует презумпция невиновности и никто не может быть назван преступником до решения суда». Воспринимать этот эпизод, как начавшуюся компанию против художественного руководителя театра, пока никто не решается, Олег Табаков хранит молчание, а по Москве вновь ползут слухи о возможной смене руководства прославленного и вполне рентабельного предприятия.
За громкими скандалами сезона никто не заметил фактического исчезновения с театральной карты Москвы маленького, но широко известного яркого театра – «Около дома Станиславского» или просто Театра «ОКОЛО» под руководством Юрия Погребничко.
После случившегося в .
По сути, это означает закрытие театра, который вынужден будет прекратить свое существование в условиях, не соответствующих нормам безопасности.