Культурный центр на Театральной
Когда бы грек увидел наши игры…
О. Мандельштам
Что же это все-таки было? Судя по афише – одна из крупнейших опер девятнадцатого века на античный сюжет, судя по «картинке» на сцене – нечто иное. И это «нечто» настолько диссонировало с гениальной музыкой Берлиоза, со смыслами поэмы Вергилия и с самой сутью оперного театра, что у рецензента невольно опускаются руки… Тем не менее, скрепя сердце, придется выполнить профессиональный долг и обрисовать хотя бы в нескольких словах очередную премьерную постановку Мариинского театра.
Итак, 25 декабря петербургской публике, вернее, самой отважной её части, предстояло нелегкое испытание: выдержать музыкальный марафон – оперную дилогию «Троянцы». Полотно французского композитора состоит из двух опер: «Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», которые обычно исполняются в два вечера. Но искать легкие пути – не в правилах музыкального руководителя Мариинки Валерия Гергиева.
То обстоятельство, что на концертном исполнении «Троянцев» добрая половина зала не дождалась финальных аккордов, не остановило маэстро в стремлении объять почти необъятное.
Оказать помощь в осуществлении грандиозного замысла была призвана экстравагантная компания постановщиков. Среди прочего, в буклете можно было прочитать следущее: «Ролан Ольбетер (сценограф) входит в состав группы “Маат-коллектив”, где его работа заключается в создании устройств, позволяющих добиваться необычных эффектов; Чу Урос (художник по костюмам) работал над фильмами “Золотые яйца”, “Любовь, секс и ветчина”; Франк Алеу (видеографик) – создатель и режиссер сериала “Пузыри”». Глава коллектива – режиссер Карлуш Падрисса «в настоящее время руководит художественной деятельностью старого грузового судна длиной в 60 метров и весом в 1100 тонн, превращенного в плавающий культурный центр».
Действие оперы по версии постановщиков происходит после ядерной войны на земле и в открытом космосе. Люди в скафандрах и хоккейных формах, с клюшками, пушками и ноутбуками ходят и летают, да еще поют и танцуют при этом. Не сомневаюсь, что найдутся критики, которые станут подробно описывать происходившее на сцене, выявляя скрытые подтексты и глубокие смыслы. Вы им не верьте! Вся эта бессмыслица может заинтересовать лишь десятилетнего ребенка, никогда не видевшего «Звёздных войн», «Чужих» и тому подобной чепухи.
Очевидно, что главная цель постановщиков состояла в том, чтобы посетители «культурного центра» не заскучали в течение пяти с лишним часов, отвлекаясь на музыкальное сопровождение.
А жаль! Ведь фарс, устроенный заграничным десантом, мог полностью заслонить очередной музыкальный подвиг оркестра, хора и оперной труппы Мариинского театра, в очередной раз доказавших свою состоятельность в труднейшем оперном произведении. Среди подлинных героев вечера выделим Сергея Семишкура (Эней), блестящего лирического тенора; Ларису Гоголевскую (Кассандра), артистический темперамент и мощь голоса которой перекрывают некоторые изъяны вокализации; Алексея Маркова (Хореб), с каждой новой партией блистающего новыми гранями большого дарования; Екатерину Семенчук (Дидона), крепкого профессионала, способного выдерживать любые вокальные нагрузки.
Позвольте завершить рецензию тремя вопросами, которые давно не дают спокойно спать автору этих строк. Почему среди новых постановок Мариинского театра такой огромный процент откровенно неудачных, лишенных вкуса и совершенно не соответствующих композиторскому замыслу «работ»? Почему предпочтение крайне редко отдается отечественным постановщикам?
Неужели причастность к ущербному западному «мейнстриму» для руководства театра важнее создания полноценных высокохудожественных постановок?