Культурный шок

Зрители во время спектакля просили «прекратить безобразие» Ирина Алпатова, Фото: Александр Барановский   В Омске прошел фестиваль «Молодые театры России», который вызвал противоречивую реакцию публики, но показал, что для современного искусства не бывает запретных границ. Настоящий удар под дых благовоспитанной омской публике нанесли актеры Молодежного театра Словении спектаклем Оливера Фрлича «Будь проклят тот, кто родину предаст». Яркий образчик политического, агрессивно-экспрессивного спектакля, где зрителей «расстреливали» из пистолетов, грозились не выпускать из зала, «пока не начнут думать своей головой», где обнажались физически и обнажали все неприятные, неудобные проблемы (от положения таджикских гастарбайтеров до загрязнения Иртыша), где актеры орали, плясали, издевались над собой и нами, вызвал самый настоящий шок.

Отчаянные словенцы в первый день показа играли спектакль едва ли не до «последнего зрителя», потому что исход из зала был массовым и не менее агрессивным. И, конечно, тут же пошли письма и звонки возмущенной публики в вышестоящие инстанции с гневными призывами «прекратить безобразие». Руководителей «Пятого театра», рассказывают, «вызывали на ковер» и требовали разъяснений.

Второй показ оказался под угрозой запрета, чего чудом удалось избежать благодаря этим самым «разъяснениям» столичных критиков. Но для новых зрителей пришлось сочинять вступительное слово, в котором объяснялось, что такое политический театр и как его следует воспринимать. Вот и оказалось, что столь привычный в европах и наших столицах жанр политического кабаре стал для провинциальных зрителей явлением враждебным.

Ну а как же, надели вечерние платья и туфли на шпильках, а со сцены – фак ю, да еще о проблемах Иртыша, на которые так хочется закрыть глаза и посвятить свой вечер умильному развлечению. Пока не получилось, но начальный этап «образования» пройден.

Омск – город театральный. И дело даже не в числе театров, которых здесь много, а в количестве фестивалей. В Театре драмы проходит «Академия», в «Пятом театре» – фестиваль «Молодые театры России», в Театре кукол – международные смотры искусства кукольников. Бывали свои форумы и в ТЮЗе, да и «Золотая маска» частенько наезжает сюда со своими проектами. Казалось бы, омский зритель уже эстетически подкован и готов к восприятию сценических экспериментов.

Ан нет, получается, не всегда.

Фестиваль «Молодые театры России» за девять дней представил 16 спектаклей из России, Словении, Ирландии, Великобритании и Эстонии. Причем некоторые из них игрались дважды, так что программа была насыщенной. И оказалась на сей раз весьма радикальной.

В ней был представлен ряд более привычных действ: «Безрукий из Спокана» и «Калека с Инишмана» Сергея Федотова в пермском театре «У моста», «Ладо мое» омского Лицейского театра, «Платонов. Живя главной жизнью» петербургского ON-театра, «Зойкина квартира» Анатолия Праудина «Пятого театра».

Но были и такие, которые шокировали публику одним своим названием, например «Дневник онаниста» того же ON-театра. Билеты, однако, были раскуплены сразу, пришлось выстраивать дополнительные зрительские ряды, а потом фраппированные ненормативной лексикой зрители старшего поколения передавали по кругу валидол. Хотя этот спектакль, сделанный Денисом Шибаевым по мотивам повести Юза Алешковского «Николай Николаевич», на самом-то деле оказался весьма невинным. И показал то, как у отсидевшего «люмпена» (Андрей Панин), попавшего неожиданно в чужеродную научную среду, меняется все его мироощущение и потихонечку, как внутриутробное дитя, зарождается душа. Всего-то и трудов для публики – пробиться через эти слова из трех и более букв, которые подавались здесь в комедиантском ключе.

Но нет, для многих преодолеть это табу оказалось не по силам.

Публика, кстати, весьма напрягалась и на спектакле «Пятого театра» по пьесе Уильямса «Старый квартал» молодого режиссера Вилюса Малинаускаса, в котором содержались вкрапления гомосексуальной проблематики. Исходы из зала продолжались, хотя здесь в ход пошла мировая классика. Да и не о гомосексуализме по большому счету тут речь, а о вопросах и проблемах более широких, общих для всех, в том числе и для современного человека из города Омска.

Возвращаясь к той же ненормативной лексике, конечно, стоит заметить, что она сегодня чрезмерно распространена на подмостках и порой существует «для красного словца» и эпатажа. С другой же стороны, театр все равно так или иначе является жизненным зеркалом, а не абстрактной территорией «прекрасного» и правильного, но, увы, далекого от нашего несовершенного бытия. И можно ли представить без этой лексики современную молодежную среду? Вряд ли. А она в версиях драматургов Любы Стрижак и польки Дороты Масловской была явлена омскому зрителю в спектаклях «Кеды» и «Двое бедных румын, говорящих по-польски» петербурского «Этюд-театра».

Причем достаточно четко и эмоционально (благодаря актерам Филиппу Дьячкову, Андрею Панину, Кириллу Вараксе и Надежде Толубеевой).

Кстати, именно питерские ON-театр и «Этюд-театр» лучше всего вписались в фестивальную концепцию «Молодые театры России», от которой многие другие коллективы оказались весьма далеки. Тут уж, наверное, стоит задуматься над определенной корректировкой названия фестиваля. Этот форум через два года пройдет в десятый раз. Он, конечно же, изменился за эти годы, перешагнул некогда установленные границы, в том числе и географические, весьма активно представляя разные театральные континенты. Но продолжает оставаться для омского зрителя явлением не только эстетического порядка, но и социально значимым.

Ведь без публики театр мертв, но только при условии, что она тоже остается живой, а не погрязшей в устаревших канонах восприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *