Легко ли быть свободными и гордыми?
Труды и дни «Этюд-театра» Марина Квасницкая 15 сентября петербургский «Этюд-театр» откроет новый театральный сезон, третий по счету и решающий по меркам бизнеса. Театр, наконец, признали не только зрители и критики. Об этом свидетельствует получение гранта на постановки от Комитета по Культуре Санкт-Петербурга. О трудностях и радостях выживания «Театралу» рассказали новый главный режиссер «Этюд-театра» Семен Серзин и новый директор Алексей Никитин. — В городе активно открываются театры на базе единых курсов.
В чем феномен таких коллективов? Учитываете ли вы чужой опыт?
Семен Серзин: «Мне кажется, никакого феномена нет. Есть несколько причин, по которым актерам и режиссерам еще будучи студентами не хочется расставаться. В нашем случае – это сильная школа, этюдный метод (откуда естественно и название), которому мы учились все 5 лет у нашего Мастера, а теперь художественного руководителя «Этюд-театра» – Вениамина Михайловича Фильштинского. В какой-то момент стало ясно, что в большинстве случаев театр, в особенности репертуарный, работает совсем в другом направлении. Нам стало жалко терять это наше самое главное качество.
Да и просто – нам хорошо друг с другом работать. Что касается чужого опыта – его не так много в Петербурге, да и весь опыт негосударственных театров, к сожалению, в итоге сводится к тому, что выжить им практически невозможно. Кроме как стать частью госструктуры.
Алексей Никитин: Я думаю, наличие таких театров в городской культурной среде придает мощный импульс развитию этой среды. И влияет на развитие государственных театров.
— Приведет ли этот процесс и активная конкуренция к отмиранию нежизнеспособных репертуарных театров?
С.С.: Сейчас в репертуарных театрах города, к радости и удивлению, начались внутренние перемены и перестановки – что может реанимировать ситуацию. Что же касается негосударственных театров – то это нельзя назвать конкуренцией. Это совершенно другая ниша, другой зритель.
А.Н.: Согласен. Я бы даже сказал, что мы находимся где-то между зрителем и государственным театром, поскольку не исключаю, что сначала тот самый «неподготовленный зритель» приходит к нам, а уже потом к нашим старшим товарищам. Но вместе с тем, конкуренция все-таки есть, прежде всего, именно за зрителя, поскольку предложение театральных спектаклей в нашем городе крайне велико, не только за счет городских театров.
Не стоит забывать об антрепризах и гастролях.
— В вашем театре сменился главный режиссер и директор. Почему?
С.С.: Театр просуществовал два года под руководством Дмитрия Егорова и Данила Вачегина. Просуществовал достойно – выпустил семь премьер, о театре стали говорить, было немало фестивалей и наград. Дмитрий Егоров ушел сам, без скандалов, интриг и сплетен.
Театр ему очень благодарен, и работа им действительно проделана большая.
А.Н.: Сейчас важно продолжать работать, добиваться новых успехов, открывать двери, в которые не входили раньше, а для этого в театре, мне кажется, непременно должен быть тандем руководителей, понимающих и чувствующих друг друга. Способных посредством разных механизмов достигать общие цели. Конечно, пока еще рано делать какие-то прогнозы, многое покажет начало сезона.
— Про ваш театр пишут: «Свободный, гордый, не понятно на что живущий коллектив с хорошей профессиональной репутацией, который одним своим существованием взрывает представления о многих о возможностях организации театрального дела в нашей стране». Легко ли быть свободными и гордыми? Какова плата за эту свободу?
С.С.: Естественно, это более чем непросто. Уже третий сезон начинается – и все это время мы существуем без финансовой поддержки, выпуская премьеры на свои деньги, и до сих пор не имеем даже своего репетиционного помещения. И это тяжело.
Тем более, что большинство труппы считает местом своей постоянной работы «Этюд-театр». В этом смысле мы очень благодарны нашим друзьям – это Лаборатория «ON.Театр», театральный центр «Легкие люди» и площадка «Скороход», которые помогают с репетициями, выпуском и прокатом спектаклей.
А.Н.: Честно говоря, поддержка была. Несколько спектаклей («Наташины мечты», «Двое бедных румын, говорящих по-польски», «Кеды») были выпущены совместно с «ON.Театром», в том числе на средства бюджета города. Также весной театр получил грант от Дирекции театрально-зрелищных касс, в данный момент идет подготовка документов на получение гранта от Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Но этого, конечно, не достаточно. Сейчас мы продолжаем заниматься поиском спонсорских средств.
— Третий сезон – это, очевидно, свидетельство того, что определенный период становления позади?
С.С.: Как говорят в бизнесе: три года – проверка на живучесть. Так что через год увидим.
— Можно ли на примере вашего театра изучать способы выживания театра? Какие факторы мешают быть более маневренными и тормозят развитие театрального дела?
С.С.: Система поддержки государством независимых театров устроена не так, как хотелось бы. При всем желании Комитета по культуре помогать нам – все процессы протекают медленно и неэффективно. Так, например, получить грант на постановку спектакля реально только после того, как ты его поставишь на свои деньги, и то если получится отчитаться по всем статьям расходов.
Единственный шанс жить, а не выживать негосударственным театрам – это переход на Европейскую или Американскую систему грантов и развития театра. Но это невозможно в нашем государстве, как мне кажется.
А.Н.: Позволю себе не согласиться. Надо предельно четко понимать, что структура органов государственно власти не так проста, и не все процессы зависят непосредственно от Комитета по культуре. Но, несмотря на это, грант Комитета по Культуре Санкт-Петербурга на предоставление субсидий негосударственным театрам, а конкретно условия предоставления, не имеют аналогов ни в одном регионе России.
В этом большая заслуга Правительства города. И, конечно, не все так просто в Европе и Америке. Там все «прозрачней», но и требования гораздо жестче.
И соответственно ответственность больше, как у органов исполнительной власти, так и у организаций.
— Театр заработал определенную репутацию. Какие факторы реально повлияли на получение поддержки Комитета по Культуре Санкт-Петербурга в форме гранта на постановки?
С.С.: Не знаю — что тут ответить. Репутация, естественно, есть. Редко кто удивляется названию «Этюд-Театр».
О театре знают. Появился свой зритель.
А.Н.: Да, театр за два года существования уже имеет имя, которое знают, и не только в Петербурге, но и в других городах. Например, нас часто приглашают в Москву. Получение гранта от Комитета по Культуре – это, прежде всего, заслуга бывшего руководства театра. Сейчас все находится на завершающей стадии – подписание договора, сдача отчетов.
Поддержка Комитета действительно очень важна для любого коллектива, не только для начинающего. Нам приятно осознавать, что город заинтересован в том, что мы делаем.
— Какие спектакли способствовали переходу театра на новый уровень?
С.С.: У театра есть внятная политика в смысле репертуара и работы с молодыми интересными режиссерами Санкт-Петербурга. Мы реальный театр, исследующий реальные проблемы современности и современного человека, будь это современная драматургия или классика. В этом смысле прорывом театра стал спектакль Евгении Сафоновой «Двое бедных румын, говорящих по-польски», ставший лауреатом Петербургской Театральной Премии для молодых «Прорыв» в номинации «Лучший актер драматического театра» – актер Кирилл Варакса.
А.Н.: «Сейчас «Этюд-Театр» находится, в каком-то смысле, на переломном этапе развития. У нас есть возможность продолжать строить театр, проанализировав уже полученный опыт, опираясь на ошибки и достижения в прошлом. В ближайшие два месяца запланировано две премьеры – «Демоны», по пьесе Натальи Ворожбит в постановке Семена, и режиссерский дебют Алессандры Джунтини «Nature morte в яме», автор – Фаусто Паравидино.
— Говорят, что подобные молодые театры часто испытывают дефицит в опытных продюсерах, способных организовать успешные гастроли, и в завлитах, способных найти театру свою «золотую жилу», свою драматургию. История вашего театра опровергает это расхожее мнение или нет?
С.С.: Что касается менеджмента – наш театр и вправду испытывал необходимость в толковом организаторе и технических службах. Но это дело в наших условиях совсем непростое и так быстро не делается. Сейчас в наш театр пришел новый молодой директор, который привел с собой свою команду.
И мы, конечно, возлагаем на них большие надежды.
А.Н.: Есть новые люди, есть те, кто уже какое-то время работал в «Этюде». Сейчас идет процесс привыкания друг к другу, анализ предыдущего опыта, поиск новых путей управления, распространения, внедрения… Я давно слежу за «Этюд-Театром», не первый год знаком с артистами, знаю его репертуар и рад возможности работать в команде, среди людей, которые дышать не могут без театра. Это постоянный драйв, энергия, что идет на пользу театру.
— Как анализируете опыт участия театра в фестивалях? Аналитика – это удел директора, режиссера? Или это происходит коллегиально?
С.С.: Я думаю все, что связано с аналитикой – в большей степени дело директора. Что касается творческой части – то не могу не сказать, что театр принимал участие в большом количестве фестивалей, как в России, так и в Европе, где зарекомендовал себя с лучшей стороны.
А.Н.: Я сейчас не могу говорить об аналитике, необходимо время, чтобы получить полную информацию о деятельности театра в прошлом. Но уже сейчас мы понимаем, что многие процессы необходимо запускать практически с нуля.
— Лично вы какие скрытые ресурсы театра видите?
С.С.: Если без дураков – мне кажется, в нашем театре растут большие, интересные, глубокие, а главное, свободные артисты. И свободные люди, что очень важно. Актеры и режиссеры, которые могут честно и свободно говорить через творчество, о том, что их реально волнует и задевает. Такого театра мало. И в этом потенциал «Этюд-Театра», как мне кажется.
В свободе слова и поиска.