Лекции на фестивале «Мир звука: Микротоновые инновации»

Научная и практическая составляющие фестиваля – лекции и мастер-классы, которые пройдут при участии ведущих специалистов по микротоновой музыке – музыковедов, исполнителей и композиторов. Среди специальных гостей фестиваля – композитор и органист Клаус Ланг (Австрия), чьи произведения сейчас получили мировое признание; композитор, исполнитель и дирижер Джонни Райнхард (США), авторитетный директор Американского микротонового фестиваля; музыковед и композитор Паскаль Критон (Франция) и пианистка Мартин Жост (Франция), специалисты по творчеству Ивана Вышнеградского, авторы книг, CD; композитор Зандер Германус (Голландия), сочиняющий и пропагандирующий микротоновую музыку; музыковеды Франк Йедрциевский (Франция), Жозе-Луис Бесада (Испания), Йуусо Куннту (Финляндия), Йан Топольски (Польша), Гражина Дауноравичиене (Литва), Александр Харьковский (Россия), Лидия Адэр (Россия).

Основные темы:

1. К вопросу о понятии «микротоновая музыка», его ограничении или расширении. Проблемы терминологии.
2. Эстетика: предпосылки обращения композиторов и теоретиков к исследованию структуры звука; причины внедрения микротонов в музыкальные сочинения, изобретения новых систем.
3. «От утопии к практике» – теоретические концепции, разрабатываемые композиторами, теоретиками, физиками и акустиками. Их применение на практике.
4. Методы анализа микротоновой музыки.
5. Восприятие профессиональной аудиторией и кругами слушателей микротоновой музыки.

6 октября, суббота
Микротоновый форум. Лекции, мастер-классы и презентации

Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова
Загородный пр., 28

11.00 – 11.30 Лидия Адэр (Россия). Открытие форума. Микротоновый ренессанс в начале XX века
11.30 – 13.00 Паскаль Критон (Франция). «Вышнеградский. Раскрепощение звука (микрохроматическое пространство)»
13.00 – 14.00 Зандер Германус и Ансамбль SCALA (Голландия). 31-тоновая музыка в Нидерландах
17.00 – Франк Енджеевский (Франция). «Микротоновые диатонические системы у Вышнеградского»

7 октября, воскресенье
Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова
Загородный пр., 28

10.00 – 11.00 Ханна Эймермахер (Германия).  
11.00 – 12.00 Джонни Райнхард (США). «Обертоновая восьмиоктавная шкала. Айвз, Бах и фагот»
12.00 – 12.30 Йуусо Кунтту (Финляндия). «Обертоновые октавы в натуральном строе и генеративная система обозначения интервалов»
12.30 – 13.00 Гражина Дауноравичиене (Литва). Микротоновое сочинение: творческий опыт в контексте активных теорий
13.00 – 14.30 Мастер-класс Беттины Бергер (Швейцария) и Сергея Чиркова (Россия)
14.30 – 15.10 Йан Топольски (Польша). «“Переход через порог” – Микротоновая эволюция в спектральной музыке Гризе»
15.10 – 15.50 Хосе-Луис Бесада (Испания). «Между формализмом и фламенко. Использование микротонов в современных струнных квартетах в Испании»
15.50 – 16.30 Лидия Адэр (Россия). «Микротоновая музыка с русским акцентом»
16.30 – 17.10 Александр Харьковский (Россия). «Шкала, скольжение, тишина… Микротоновая „химия“ и „алхимия“ в музыке современных петербургских композиторов»
17.10 – 17.30 Круглый стол

10 октября, среда

Мастер-классы
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова
Театральная пл., 3

Джонни Райнхард (США)
Тип: Открытый мастер-класс для инструменталистов, вокалистов, композиторов, дирижеров, всех интересующихся микротоновой техникой
Описание: Извлечь можно практически каждый звук. Но важно учесть, что у музыки нет границ, как нет ограничений в существующих темперациях. Вы хотите дерзнуть и испробовать все возможности Вашего инструмента? На мастер-классе нет ограничений. Есть лишь правило – любопытство, помноженное на интерес к микротоновой музыке.

Стартовая отметка – четверть тона, от которой все желающие пройдут весь путь до натурального строя. Особенное внимание будет уделено гармоникам на деревянных духовых инструментах и специфике нотации.

Джонни Райнхард – композитор, исполнитель, дирижер и педагог. География его педагогической деятельности обширна: это  Колумбийский университет, Нью-Йоркский университет, Манхэттенская школа музыки, Университет Индианы, Бард колледж, Гамбургская Высшая школа Музыки, Московская государственная консерватория и Йоркский Университет.

Клаус Ланг (Австрия)
Тип: Открытый мастер-класс для композиторов
Описание: Композиторам предоставляется уникальная возможность показать свои сочинения и получить отзыв, пожелания и предложения от одного из самых известных молодых композиторов Европы, имеющего большой педагогический опыт. Глубокие философские размышления и углубление в авторский замысел сочетаются с меткостью замечаний и емкими высказываниями.
Требование: Партитуры должны быть предоставлены за 2 часа до мастер-класса.

Клаус Ланг – композитор и органист, профессор в Университете искусств Граца. В 2008 году преподавал композицию на летних курсах в Дарштадте. Получал заказы от множества фестивалей. Среди исполнителей — ведущие ансамбли современной музыки, симфонические оркестры и хоры. Автор 12 опер, поставленных в театрах Германии, Австрии, Люксембурга.

Как органист исполняет старинную, современную и импровизационную музыку.

11 октября, четверг
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова
Театральная пл., 3

Лекция
Клаус Ланг (Австрия)
Труды Пифагора, Царлино, Хауэра и Штокхаузена демонстрируют неотделимость в западной музыке темперационных систем (часто возникающих и базирующих на философских подходах) и композиторских техник. Начиная с исторического анализа в лекции выстраивается уникальный метод, который имеет отношение к темперационным системам как компоненту композиционной структуры, однако в отличие от них отвергает идею возможности бесконечного музыкального строя. Анализ пьесы «einfalt. stille» демонстрирует недогматичное и даже одновременное использование различных темпераций внутри одного произведения, а также демонстрирует, как музыкальные структуры относятся к данной конкретной темперации.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *