«Ленкому» – 80

Генри РЕЗНИК, адвокат / Валерия Новодворская, публицист   Генри РЕЗНИК, адвокат

Я еще помню «Ленком» Эфроса, прекрасные его постановки. А когда в театр пришел Марк Анатольевич, думаю, «Ленком» доставил радость многим десяткам тысяч зрителей. И я в их числе. Я смотрел практически все спектакли «Ленкома» и не буду оригинален, если скажу, что спектакли некоторые просто потрясали.

Та же «Поминальная молитва» или, из последних, «Шут Балакирев». Марк Анатольевич создал выдающийся театр, собрал прекрасную труппу, соединял в одном спектакле Леонова, Броневого, Абдулова, Чурикову, Карченцова, и им на сцене абсолютно не было тесно – это колоссальное искусство режиссера. Можем честно сказать, «Ленком» – театр Марка Захарова. Это часть нашего национального достояния.

Грустно, конечно, что все подвержено старению. И я хотел бы пожелать, чтобы ленкомовская эстафета передавалась дальше. Чтобы еще более или менее значительный отрезок времени нам доводилось смотреть новые и новые спектакли, которые бы примиряли нас с нашей действительностью.

Валерия Новодворская, публицист

До появления в «Ленкоме» Анатолия Эфроса это был обычный советский театр, как почти все советские театры. Эфрос поставил великолепные спектакли об отношениях власти и творческой интеллигенции: «Снимается кино», «Мольер», «104 страницы про любовь». Последнее было совсем не про любовь – про страсть, и это был Радзинский, в отличие от той сладкой кашицы, почти что непристойной по качеству, которая пошла в кинохит-мелодраму «Еще раз про любовь» с Дорониной. У Эфроса все было по-настоящему. Поэтому, конечно, Анатолия Васильевича недолго держали в «Ленкоме», его долго гоняли, пока не загоняли до смерти.

Это середина 60-х. Дальше – загробное существование: в «Ленком» никто не ходил, о нем никто не говорил. Это продолжалось до тех пор, пока там не появляется Марк Захаров. Он пришел в нужное время, когда стало возможно что-нибудь делать, и конечно, он театр поднял из руин, он внес в него абсолютную интеллектуальную струю, которая тем не менее была праздничной.

С ним было нескучно. То, что Марк Анатольевич делал в «Ленкоме» тех лет – сплошная антисоветчина, хотя, поставь он это сейчас, я сильно подозреваю, что это бы тоже смотрелось как антигосударственное зрелище.

«Ленком» прославился хепенингами с участием зрителей. На пьесы Шатрова зрителей не просто приглашали посмотреть – приглашали поучаствовать: они на сцену поднимались, они из зала вопросы задавали. То есть авангардистский театр мейерхольдовского типа там тоже был. И конечно, пошли великие действительно произведения – опера «Юнона и Авось», совершенно сногсшибательные интерпретации классики…

Спектакли «Ленкома» можно преобразовать в романы. «Праздник, который всегда с тобой», хотя речь порой идет об очень горьких истинах. Я хочу только одного: чтобы Марк Анатольевич Захаров продолжал ставить спектакли и чтобы он поставил «Мухи» Сартра – мой личный заказ – и «Мертвых без погребения», а ещё, может быть, «Жаворонка» Ануя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *