Лев Дуров: Мы с головой нырнули в секс и насилие

Лев Дуров на нынешнем кинофестивале был, пожалуй, самой желанной "добычей" журналистов и фотографов. Признанный, талантливый, общительный, вдобавок ко всему был знаком с Василием Макаровичем, снимался у него. Так что поговорить с Дуровым наедине возможным не представлялось.

Оставалось наблюдать за мэтром издали, ловя проявления той причудливой игры, которую ведет он в жизни.

Лев Дуров: Мы с головой нырнули в секс и насилие
Он очень разный, Лев Дуров. В прессе его часто называют печальным клоуном. Это очень похоже на правду, тем более что с цирком Лев Константинович связан кровными узами — он из династии тех самых знаменитых Дуровых. Как же все-таки взять интервью у мэтра. Я знала, что он преподает в Школе-студии МХАТ, значит, ему нравится работать с молодежью — авось и мне повезет.

Стучаться к Дурову в номер пришлось долго. Отчаявшись, поворачиваюсь, чтобы уйти — и тут дверь открывается. Лев Константинович настоятельно рекомендует мне присесть на диван: "Вы не провалитесь, а вот для меня это будет чревато".

Мой зонт незаметно перекочевывает в его руки. Загадочно улыбаясь, он опирается на него подбородком…

И пирожок "СОБАЧЬЯ радость"

— Вы всегда в идеальной спортивной форме…

— Да нет, было по-всякому. Мы как раз тогда "Не послать бы нам гонца" снимали. Десять дней я выдержал в больнице. Потом сбежал.

И хотя я был в таком состоянии, когда не мог ни в чем ориентироваться, ничего не понимал, но картину мы закончили в срок.

— Старая закалка?

— Может быть. Сейчас, конечно, уже все не то. Как говорят итальянцы, стариков надо убивать в детстве.

Хотя… было ведь и наше время.

— Картошечка с лучком и пробористый портвешок?

— Ага. И еще пирожок "Собачья радость". На целый день хватало. И репетировали с утра до вечера.

Мы ведь не знали, что такое деньги. Это сейчас рынок заставляет молодых людей думать о них. И называться стало все по-другому.

Было слово "пробы", а теперь: как там его…

— Кастинг?

— Вот-вот. Сейчас кто в рекламе снимается, кто в шоу. Это нормально, но сильно отвлекает от профессии.

Знаете, вот старики: Москвин, Тарханов, Хмелев — это аристократия. Мы -разночинцы, а нам на смену идет ПТУ. Я смотрю и думаю: все вы, ребята, замечательно начинаете, а станете ли вы артистами, настоящими, большими артистами?

Мелькнут в сериале — и вот она, популярность. Ах! Ох!

Посмотришь потом года через два — где все? А никого нет.

— Разве все, с кем учились вы, стали знаменитыми?

Посмотрите сами: с кем я здоровался, когда ходил в Школу-студию МХАТ? Евстигнеев, Доронина, Табаков, Леня Харитонов! Но я не утверждаю, что нынешние ребята хуже или лучше.

Просто таков их выбор.

— Получается, что из-за рыночных отношений наше поколение теряет некую национальную идею?

— У нас, к сожалению, нет ее как таковой. У американцев национальная идея — что они самые богатые. Англичане себя мнят самыми стабильными. Японцы — самая технологичная нация. И они традиций своих не забывают.

А мы? Это должно быть нечто духовное, что объединяет нас. Американцы в качестве такого символа избрали доллар.

Поклоняются ему. Ну и что?

БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

— Вот смотрю я на наших "новых русских". Бедные вы бедные. Мне их жалко.

А какие они себе дачи строят! Дворцы с лифтом. Она ведь на то и дача, чтобы сбежать — из города да к природе.

К птицам, к шорохам. А они залезут в крепость, камеры слежения работают, чтобы никто не пришел, и сидят там. И ради этого жить?

— А ради чего стоит?

— Понимаете, социализм — идеология очень сильная. Патриотизм, стройки, целина, дороги. Но все это потихоньку тормозилось. Все стали понимать: это — обман государства. У людей отобрали деньги — бабушка на гроб копила, и то отняли — ну и провались все пропадом!

Попробуй сейчас подними целину — не получится. Недоверие, обида надолго останутся в памяти.

— А что происходит в кинематографе?

— Бездействие было — длинное и мучительное. Можно сказать, что сегодня кинематограф только-только заново рождается. Правда, документальное кино развито больше, чем игровое. Другой разговор — что центральные каналы документалистику не показывают.

Поэтому у художественного кино больше возможностей для развития.

— Если сравнивать с временами Шукшина: как соотносятся сегодня кино и литература?

— Как и всегда. Вот фильмы 60-х, "воспаленный соцреализм". Они наивные, конечно, но в них заложено доброе начало — как и в книгах тех лет. Там милиция нас бережет, а молодые активисты строят Дворец культуры.

А потом мы с головой нырнули в секс и насилие. Все сериалы — я в них и сам снимался — как под копирку. Зачем я буду слесарем или плотником? Сколотим лучше стаю — как в "Бригаде". А помру — так братва позаботится: памятник отгрохает семиметровый, на аллее славы.

Но ведь это кощунство. Раньше на аллее славы хоронили героев, тех, кто защищал Родину. А сейчас там братва прописалась.

— Неужели все так плохо?

— Почему? Это ведь в целом. А если в частности — у нас замечательная молодежь. Просто есть ромео и джульетты, а есть тибальды.

Тоскливо только, что по телевидению мы смакуем убийства, мат становится нормой, а пивная бутылка в руке -стандартным фоном…

"Я ИГРАЛ ОСТРОВСКОГО, ЧЕХОВА, ГОГОЛЯ. Я ИГРАЛ ШУКШИНА…"

Смело и уверенно ставит Лев Дуров в один ряд с великими имя Василия Макаровича. Его творчество неразрывно связано с творчеством Шукшина. Работа в "Калине красной" для Дурова — не просто эпизод.

— Макарыч однажды попросил меня отвезти в Москву отснятый материал. Сказал, что в Министерстве кинематографии транспорт дадут. Оказалось — все вранье. И я стоял с километрами ценнейшей пленки и не знал, что делать.

На поезд не было ни одного билета. Я подошел к кассе и говорю: "Мы здесь снимаем картину "Калина красная", режиссер Шукшин". Договорить мне не дали, закричали: "Шукшин!

Давайте-давайте!" Грузили телеги, везли к вагонам… Оказалось, железнодорожники гораздо душевнее относятся, чем те, кто отвечал за кино.

— "Калина красная" наложила какой-то отпечаток на вашу дальнейшую жизнь?

— Я в Германии ставил "Энергичных людей". Это очень забавно, когда приезжаешь в Европу с Шукшиным. Я привез с собой те кусочки из "Калины красной", которые выбросила цензура, — она по картине хорошо прогулялась. Собрались немецкие актеры, с которыми я должен был работать. А после показа ко мне подошел один немец, который играл простого человека, попросил: "Объясните мне: великий русский писатель Шукшин.

А его мама стоит с инеем на лице, с ведрами на коромысле. Я сам из деревни — знаю, сколько ей придется их нести. Что это такое?" Я ему ответил — это Россия.

Он понял и играл лучше всех.

СЕМНАДЦАТЬ ЧАСОВ ОДНА МИНУТА

— Помню такой эпизод: едем мы с Шукшиным в "рафике" со студии Горького. Он молчит тяжело, смотрит в пол. И как-то все притихли… А он бросил шапку об пол и зашипел: "Вот пусть он только на меня крикнет — я ему крикну".

А потом, оказалось, такая штука: он ехал к министру кинематографии разговаривать по поводу "Степана Разина". А у чиновника всегда сидит свидетель — чтобы подтвердить слова в случае чего. Так что финал этого разговора через полчаса был известен всей Москве. Вот они поговорили, и министр сказал: "В конце концов я начальник, мне и решать".

Шукшин тогда спросил: "Скажи, пожалуйста, во сколько у тебя заканчивается рабочий день?". Тот ответил — в 17 часов. "Так вот, — продолжил Шукшин, — посмотри на часы — 17 часов одна минута". После этого Макарыч говорил с чиновником, так сказать, на исконном русском.

Тяжело ему было терпеть эту глупую цензуру.

— Что было бы с Шукшиным, доживи он до наших дней?

— Шукшин был бы задавлен — рынком, деньгами, даже зрителем, которому подавай все больше сериалы о братве. А тогда он творил во всю свою богатырскую мощь. И его творчество — это все наше, родное, сердечное.

И не забыть об этом — наш святой долг.

***

Дуров говорит это и на глазах превращается из приветливого дедушки в титана. Я уже нисколько не сомневаюсь в том, что это — мэтр, величина, учитель. А через несколько минут Лев Константинович звонко чмокает меня в щеку и благодарит за беседу.

Справка "АП"

Народный артист СССР Лев Константинович Дуров родился 23.12.1931 года в Лефортово. Происходит из знаменитой династии русских циркачей — дрессировщиков и клоунов. В школьные годы Лев Дуров занимался в драматической студии во Дворце пионеров. Потом поступил в Школу-студию МХАТ. В 1954 году Дурова пригласили работать в Центральный детский театр.

Там он встретился с Анатолием Эфросом, с которым потом не расставался почти 27 лет. Позже Дуров работал в Театре имени Ленинского комсомола. А с 1967 года по настоящее время выступает в Московском драматическом театре на Малой Бронной.

В кино Лев Дуров начал сниматься в 1954 году и сыграл к настоящему времени более 160 ролей.

В 1996 году как художественный руководитель он выпустил курс студентов в Школе-студии МХАТ.

Сейчас Лев Дуров параллельно с работой в своем театре участвует в спектаклях "Школы современной пьесы" у режиссера Иосифа Райхельгауза. Снимается в фильме Н.Литвиненко "Весьегонская волчица".

Источник: Алтайская правда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *