Любите ли вы волка, как люблю его я?
«Волк и семеро козлят» в МТЮЗе, режиссер – Генриетта Яновская Алена ДАНИЛОВА Столичный Театр юного зрителя пользуется славой театра для интеллектуалов, что как-то не вяжется с юными зрителями. Однако – вот что значит репутация – детские спектакли в театре есть, и немало. И ставят их, между прочим, собственноручно и Кама Гинкас, и Генриетта Яновская. Спектакль идет в дневные часы по выходным и собирает полный зал совсем маленьких зрителей, из тех, что имеют обыкновение громко рыдать посреди действия и любезно предупреждать козлят о приближении волка.
Однако спектакль Генриетты Яновской, несмотря на всю свою утрированную «детскость» и гипертрофированную кукольность, совершенно очевидно на такие реакции не рассчитан.
Действие инфантильного триллера «Волк и семеро козлят» разворачивается в уютной пэчворковой декорации, представляющей собой поляну, на которой стоит домик Козы и столб с громкоговорителем. Задник испещрен окошками-заплатками, откуда то и дело выглядывают персонажи. Сценография в стиле наивного искусства служит, впрочем, только для отвода глаз.
Ведь детскую сказочку слегка перепахала ироничная фантазия режиссера – ничего страшного, детям все равно, зато родителям очень весело.
Генриетта Яновская, например, задалась вопросом – а где, собственно, у Козы (Оксана Лагутина) муж? И вот из многодетной матери-одиночки последняя превратилась в счастливую жену капитана дальнего плавания, чей образ запечатлен на портрете, а голос при нажатии красной кнопки вещает из громкоговорителя с интонациями диктора Левитана: «Доброе утро, дети», – чтобы помнили козлята отца. В самый разгар счастливого финала муж-козел является, аки деус-экс-махина, и начинает что-то жарко шептать своей супруге, на что она отвечает: «Ах-ах, и так уже семеро!»
Московский ТЮЗ в отличие от, например, РАМТа, не может похвастаться травести, которым можно давать роли маленьких девочек, мальчиков, цыплят и козлят. Зато здесь есть просто обворожительные актрисы и не менее обворожительные актеры. И потому семеро козлят-переростков в основном значительно превосходят габаритами миниатюрную козу и даже Волка.
Зато они – ну да! – обворожительны. Современных детей, видавших годзиллу, неформатные козлята совсем не смущают, а взрослых несказанно веселят. Тем более что они еще и зажигательно танцуют и недурно поют.
Хотя, конечно, превосходит их всех Волк (Николай Иванов), который – не будь он волком в сказке о козлятах, – разумеется, оказался бы главным героем-любовником. И при таком Волке, вообще, понятно – почему зашла речь о муже с рогами.
Впрочем, главная отрада для мам и пап, не выспавшихся воскресным утром, – Заяц-протагонист (он же в других эпизодах – Петух и даже Пингвин) в исполнении Павла Поймалова. Хмурый Заяц в солидном заячьем костюме самим своим появлением вызывает радость. А его немногочисленные реплики – вроде с укором сказанной Волку «Твой голос на мамин совсем не похож!» – воспринимаются взрослыми с щенячьим восторгом.
Дети сопят. Этот юмор им непонятен. Специально для них – красочные костюмы, песенки и фарсовые сценки, пинки, падения, потасовки.
В общем, разумно – и волки сыты, и овцы, то есть козы, целы, и режиссер не сошел с ума, выпуская очередной утренник.