Любовь к старине
Лилия ИВАНОВСКАЯ Борис Голубицкий, художественный руководитель Орловского государственного академического театра имени И.С.Тургенева, отметил сразу два юбилея – 60-летие со дня рождения и 40-летие режиссерской деятельности. Борис Голубицкий относится к тому поколению режиссеров, которое вошло в профессию на волне ярких, теперь уже легендарных спектаклей по классике, созданных Товстоноговым, Эфросом и др. Это было в конце 60-х годов. Начался углубленный, острый диалог с культурой.
Этому диалогу Борис Голубицкий отдал сорок лет профессиональной жизни.
В его «послужном» режиссерском списке – Островский, Гоголь, Тургенев. Тургенев для Голубицкого особенно важен и близок, ведь семнадцать лет назад он приехал в Орел и возглавил театр, который носит имя писателя. К этому факту Голубицкий отнесся не формально, а сумел извлечь из него важный для себя смысл. Стал служить одному из самых поэтичных русских прозаиков XIX века со страстью и одержимостью. Поставил восемь пьес Тургенева.
Среди них – «Неосторожность», ранняя драма классика, написанная тогда, когда автору не исполнилось еще и двадцати пяти лет.
Особый интерес Борис Голубицкий проявил к прошлому орловской сцены. С помощью архивов сумел узнать, что еще в 1815 году в Орле открылся театр графа Каменского, повесил на здании мемориальную доску, на которой значится имя основателя. И построил маленькую сцену, на которой ставятся произведения Тургенева и других писателей-орловцев – Бунина, [%1908%]Лескова, Леонида Андреева, Александра Писарева. Сцена эта – самый укромный, интимный уголок театра. Спектакли идут под живую музыку, которую исполняет трио – виолончель, скрипка и фортепиано.
Зрительный зал – всего 39 мест. Есть здесь и уникальный занавес, исполненный художником по батику Татьяной Блиновой, которая полтора года «сочиняла» его по скупой строчке, найденной в мемуарах современника Каменского: «…взвился занавес, на котором изображен Парнас, Аполлон и девять муз». Рядом с деревянной сценой сооружена гримуборная примы театра эпохи графа Каменского Кузьминой, о которой была написана «Сорока-воровка» Герцена.
Все эти музейные реликвии, восстановленные древности придают Орловскому академическому театру особый колорит и прелесть. Делают его самым стильным учреждением культуры в городе.
Свой диалог с культурой Борис Голубицкий не собирается прерывать и по сей день. Сейчас репетирует «Доходное место» Александра Островского. Он ставил эту пьесу, еще будучи молодым режиссером в Куйбышеве. И говорит, что тогда «Жадов был героем, честным человеком с высокими жизненными идеалами.
Сегодня все изменилось. Утвердилась иная система ценностей. И Жадов – уже не герой, а просто слабый человек, которого сломала жизнь.
В этой жизни правят законы лести, чинопочитания, кумовства, денег, корысти и угодничества перед сильными мира сего. Поэтому сегодня процветают Белогубовы. Это их время».