Любовь по-быстрому
«Ромео & Джульетта» в Драматическом театре им. К.С.Станиславского Евгения ШМЕЛЕВА История о силе подростковой любви, длиной в пять дней, с двойным самоубийством в финале нашла очередное сценическое воплощение. Не убиваемую ни временем, ни многочисленными постановками пьесу Шекспира «Ромео и Джульетта» поставил мастер антрепризы, воспитанник Марка Захарова Сергей Алдонин. Итак, на сцене – Вильям Шекспир. С заметными сокращениями и выдуманными сновидениями, которые приятно разнообразят известный ход сюжета.
Вначале немного дыма и театрального сюрреализма: неопознанные еще герои спят в некоем склепе, а между ними разгуливают двое незнакомцев – один в белом хитоне, другой – в черном. Зал, заполненный преимущественно молодежью, легко отличит в них аллегории добрых и злых сил, предвещающие конфликт ненависти и любви.
Поскольку спектакль поставлен на выпускников ВГИКа (курс Александра Ленькова), которым едва исполнилось по 20 лет, режиссеру пришлось поработать над составом и образами действующих лиц. Воинствующие отцы Ромео и Джульетты отправлены в бессрочный отпуск, единственный представитель закона – князь Веронский – представлен лишь вначале: как голос, разгоняющий сцепившихся слуг. Молодая леди Капулетти (Елена Соломина) – сногсшибательная стерва с золотыми кудрями до самого пояса – явно предпочла бы не иметь дочери, тем более такой красавицы, как Джульетта.
Кормилице (Екатерина Николаева), имеющей пристрастие к болтовне и выпивке, подопечная тоже в тягость, как и молодому священнику (Тимур Орагвелидзе) – обязанность помогать Ромео: он охотнее провел бы время с разноцветными колбами и склянками, постигая азы алхимии.
При такой интерпретации образов пьеса читается не как история о бессмысленной и беспощадной вражде двух родов, а как современная сага о фатальной любви двух неблагополучных, свободных от родственных связей подростков. Несмотря на ангельскую внешность Джульетта (Галина Боб) наполнена далеко не детской страстью: в презабавной сцене на балконе в романтическом угаре она тискает головы сразу двух юношей. Все веронские дети, включая вспыльчивых «головорезов» Меркуцио, Бенволио и Тибальта, одинаково открыты и порокам, и добродетелям. Драка у них перетекает в демонстрацию оголенных мышц и парные мужские танцы, а сны изобилуют эротикой и ужасами.
Коротко стриженный, смешливый мальчик-акробат Ромео (Ярослав Жалнин) грезит о брюнетке в наряде бульварной девицы, Джульетта мечтает о ночи с Ромео, и в преддверии катастрофы им обоим мерещатся то безликие карнавальные существа, то демонические уроды в носатых масках, то молчаливые аллегорические фигуры.
Высокоскоростную лавстори о молодежи и для молодежи режиссер разбивает массовыми танцевальными номерами под барабанную музыку Натали Плэже, театром теней и эротическим балетом с полуодетыми влюбленными. Так что «облиться слезами над вымыслом» зрителям не захочется.