Люди на болоте
Люди и премьеры с Александром Мягченковым Театр на Малой Бронной. «Ревизор». Гоголь. Классика.
На сцене же какие-то деревянные мостки, сваи, лодка и над всем этим – дым. Мутный, без запаха, он поднимается и медленно-медленно ползет в зал. Где все происходит?
На озере? На берегу реки? Или это трясина? Болото?
Кто-то пытается воспарить над этим болотом – как Бобчинский и Добчинский. Кто-то в мутную воду ныряет не раздумывая – как Марья Антоновна. Кто-то упорно и методично прокладывает по болоту мостки – как Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
Он же в белоснежном военном кителе появляется и в счастливом сне молодого человека – Ивана Александровича Хлестакова.
Вообще, как играть Хлестакова – знают все. Фитюлька, прощелыга, позер. Ничтожный человечишко, который обманул всех. Попросил денег – дали. Захотел похвастаться – слушают.
Решил командовать – подчиняются. Набрался наглости, полез целоваться к дамам – так дамы сами на шею вешаются. Не жизнь, а сказка. За 175 лет, прошедших со дня написания пьесы, гоголевский «Ревизор» давно уже превратился в нашем понимании в прямолинейную банальную сатиру. Набор интермедий.
Хлестаков – бенефисная роль для комикования. Во что там можно влюбиться? Но ведь все им покорены.
Они что, слепые? Впрочем, в Хлестакова Даниила Страхова грех не влюбиться. Особенно, когда он выходит в спортивной майке, шортах и делает отжимания от пола. «Раз, два, три…пятнадцать…двадцать пять…» Странное дело. Сюжет пьесы помнишь ведь наизусть. Сейчас в Москве идут девять «Ревизоров» в разных театрах.
Про то, что взятки брать плохо. Про то, что обманывать не надо. Ну да, понятно. Каждый из нас не раз бывал в ситуациях, когда тебя принимали за другого, а ты этим пользовался.
Когда нес деньги и трясся от страха. Когда дарил подарок и думал, как не обидеть. Но в спектакле режиссера и художественного руководителя Театра на Малой Бронной Сергея Голомазова слышишь каждое слово Гоголя как будто впервые.
Видишь живых людей, а не персонажей. Почему? Время действия не наше. Мундиры партийных функционеров, шляпки, зонтики, еда в железных армейских судках.
То ли это 1939 год, то ли 1948-й, то ли 1962-й. Не важно. История происходит вне времени и пространства. Вот только страх, который движет в этой пьесе всеми, был, есть и будет.
Всегда.
Человек выстраивает свою жизнь так, как ему представляется в мечтах. Каждый хочет быть сытым, быть при деле и чтоб любили. Городничий Леонида Каневского грезит о связях в Петербурге. Судья Ляпкин-Тяпкин Геннадия Сайфуллина и почтмейстер Шпекин Виктора Лакирева мечтают о счастливой спокойной жизни в своем городишке. И в борьбе за это все средства хороши.
Обмануть? Да всегда пожалуйста. А в результате… Крах.
Обманывая других – мы обманываем себя.
Цепная реакция. Почему у нас все друг друга обманывают? Такой вот замкнутый круг.
Россия! Умом которую трудно понять!