Людмила Нарусова, член Совета Федерации

«Говоря о театре, остаюсь политиком»   Я большой театрал, со стажем и в силу объективных причин очень слежу за театральным процессом и в Петербурге, и в Москве. Хочу сказать, что прежние разговоры о том, что театр вымирает, – а это действительно было где-то в начале 90-х, – к счастью, не подтвердились. На мой взгляд, театр сейчас переживает новый этап, такой театральный бум, ренессанс. И, судя по аншлагам в залах, это искусство было, есть и будет, я надеюсь, всегда. Из последних самых сильных впечатлений – спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» в «Ленкоме» с Александром Абдуловым в главной роли.

Это известная вещь, есть фильм с Николсоном. Я видела постановку в театре Гоголя лет 15 назад и запомнила блестящую работу Светланы Брагарник – главная женская роль. Я испытала огромное чувство национального удовлетворения и гордости, глядя на то, что сделал в этой роли Александр Абдулов. Потому что, на мой взгляд, он превзошел Николсона по глубине и психологическому рисунку.

И, главное, он (а это и есть магия искусства) сумел показать, что, по сути дела, в том сумасшедшем доме, в котором волею судеб оказался герой, живем все мы. И это откровение, сделанное через высокое искусство, для меня было очень сильным театральным и жизненным потрясением. Равно как и спектакль того же любимого мной «Ленкома» «Шут Балакирев», посвященный, казалось бы, отдаленной эпохе Петра Первого.

На мой взгляд, это просто энциклопедия русской политической жизни, эти качели от холуяжа до ненависти и прочие необходимые атрибуты российской власти. Видите, я, даже говоря о театре, остаюсь политиком, потому что пропускаю это все через призму собственного восприятия. Мне кажется, самое главное – театр возвращает себе общественно значимую функцию, которая была когда-то у моего любимого БДТ Товстоногова, когда в период очень вялотекущего застоя шли спектакли «Протокол одного заседания», «Перечитывая заново». Когда давалось гражданское понимание общественных процессов. То, о чем не говорилось с высоких трибун, но западало в душу гораздо больше передовиц в газетах.

Мне кажется, возвращение этой общественной, социальной, гражданственной функции театра – это очень важно и очень отрадно. Это и есть то самое формирование гражданского общества, которое сейчас так актуально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *