Луганский и Дютуа открыли новый сезон ГАСО
20 сентября в Большом зале Московской консерватории состоялось открытие нового 76-го сезона знаменитого Государственного академического симфонического оркестра России (в просторечии — Госоркестра). Концерт был посвящен памяти Евгения Светланова — легендарного дирижера, 35 лет руководившего ГАСО, и именем которого был назван оркестр в 2006 году.
В этот вечер за дирижерский пульт встал выдающийся швейцарский музыкант Шарль Дютуа. 75-летний дирижер, в разное время работавший с Королевским филармоническим оркестром Великобритании, Национальным оркестром Франции, Монреальским и Филадельфийским оркестрами и другими всемирно известными коллективами, считается признанным интерпретатором французской и русской музыки, а также музыки XX века.
Вместе с любимцем публики, русским пианистом Николаем Луганским он представил непростую, однако весьма традиционную и привычную для слушателей программу — Третий концерт Рахманинова и музыку балета «Весна священная» Стравинского. Эти произведения, написанные почти в одно время, очень контрастны по стилю, благодаря чему Дютуа мог продемонстрировать свою работу как с романтической, так и модернистской традициями.
Хотя костяком программы была русская музыка, концерт открылся с крайне редко звучащего произведения, а именно с увертюры Берлиоза «Корсар», которая стала своеобразным приветствием слушателям от маэстро, впервые дирижировавшим в России отечественным коллективом.
Музыка увертюры, не отличающаяся высокой художественной ценностью, задала главную тональность всему вечеру — умеренное, по-европейски беспристрастное и четкое дирижерское обрамление всего музыкального материала.
Николай Луганский достаточно часто исполняет концерты Рахманинова. В тот вечер технически совершенная игра пианиста, казалось, абсолютно подчинила себе всю музыкальную динамику концерта, и Дютуа, сдерживая оркестровый звук, всячески способствовал этому.
Луганский свободно чувствовал себя и в плане темпов и нюансов, вследствие чего создавалось впечатление не аккомпанирующей, а как будто догоняющей роли оркестра при общей нехватке звучания, даже когда играли tutti. Эта нехватка была полностью восполнена только в финале концерта. Но даже в кульминационных моментах фортепиано было хорошо слышно (обычно оркестр грешит чрезмерной звучностью и вместо указанных в партитуре фортиссимо играет форте-фортиссимо, заглушает солиста, излишне «симфонизируя» концерт).
В целом, концерт был сыгран по-швейцарски аккуратно и точно, что, возможно, породило обратный опасный эффект, когда логики и рассудка в исполнении больше, чем искренности и откровения. Концерты Рахманинова — не просто близкая нашей публике музыка. Понятная любовь к музыке Рахманинова рождает повышенную требовательность аудитории к исполнителям, даже если это прославленные музыканты.
Одной из самых ярких страниц концерта была сыгранная Луганским на бис прелюдия соль-мажор Рахманинова из 32-го опуса.
На мгновение великолепный полетный звук заполнил все пространство Большого зала и погрузил слушателей в идеальную красоту рахманиновского романтизма.
«Весну священную» Стравинского часто можно слышать в концертах и наблюдать успех от его исполнения, так же как и от концертов Рахманинова. В этой связи можно заметить, что Дютуа дирижировал абсолютно «выигрышной» программой. Но если в первом случае исполнение зависит от солиста, то во втором — от собранности и общего настроя всего оркестра.
Известно, насколько сложна партитура «Весны». Однако с уверенностью можно сказать, что оркестр мастерски решил не только технические трудности исполнения, но и художественную задачу всего произведения, вдохновенно представив картины из жизни древних времен. Оркестр звучал «по-первобытному» ярко и смело.
Бас-кларнет в последнем номере первой части («Выплясывание земли») сотворил чудо: его звуки тембрально стали напоминать человеческие причитания. В завершении концерта Дютуа отдельно оценил игру солистов на деревянных и медных духовых инструментах, вызвав их на поклоны.
Почти год назад художественным руководителем оркестра был назначен Владимир Юровский.
Сейчас можно сказать, что эти изменения вдохнули свежесть в творческую жизнь коллектива, некогда бывшего лучшим в стране. Хочется надеяться, что программа нового сезона ГАСО с его новым руководителем будет представлена на том же высоком уровне мастерства и трудолюбия, которые воспитал в коллективе ещё великий Светланов.