«Мадам Помпадур» в театре Музыкальной комедии
театр «Театр музыкальной комедии»
Наверно, ни одна француженка XVIII века так точно не предвидела своей судьбы, как 9-летняя Жанна-Антуанетта Пуассон. Именно в этом возрасте цыганка предсказала ей, что она станет официальной возлюбленной короля Людовика XV. Красавицей Жанна-Антуанетта была редкостной: пепельные волосы, зеленовато-голубые лучащиеся глаза, изумительная кожа, хрупкая дивных пропорций фигура, обаяние и ум, которым расточал комплименты сам Вольтер.
В 1745 году она была представлена ко двору под громким титулом маркизы де Помпадур. В эти счастливые для нее месяцы и годы она добилась успехов неслыханных: король во всем советовался с ней, за ее столом собирались лучшие умы Франции, она стала почти своей в королевской семье. Но с 1750 года мадам Помпадур стала учредительницей Оленьего парка, где воспитывали юных любовниц для монарха. Последние ее годы были омрачены болезнью.
По преданию, она была единственной женщиной некоролевского происхождения, которой дозволили умереть в Версале.
Композитором, прославившим мадам де Помпадур в музыке, стал австрийский композитор Лео Фалль, продолжатель легаровского стиля венской школы. Всего им сочинено 25 оперетт, среди которых наиболее известны «Принцесса долларов», «Разведенная жена», «Милый Августин», «Роза Стамбула», «Испанский соловей», «Мадам Помпадур» (1922).
1, 2 мая в театре Музыкальной комедии состоится премьера оперетты «Мадам Помпадур» Лео Фалля.
Фабио Мастранджело (Италия) – дирижер спектакля
Сейчас мне предложили дирижировать очень непростой опереттой – «Мадам Помпадур» Лео Фалля. С партитурой Помпадур все было очень непросто. Дело в том, что ее фактически не существует.
У нас есть оркестровый материал, где мы копировали каждый голос (первая скрипка, контрабас, гобой и пр.), есть специальная программа на компьютере, которая соединила все партии. Конечно, мы все проверили, чтобы партитура получилась качественной. Я с большим уважением отношусь к Лео Фаллю, но думаю, что этот композитор не того уровня, как Ф.Легар, И.Кальман, И.Штраус.
У него красивые мелодии, гармония, но, как было тяжело любому талантливому композитору во времена Моцарта, так и трудно было Лео Фаллю. Я уже хорошо знаю солистов театра, и мне было сразу понятно, с кем я хочу работать.
Миклош Синетар (Венгрия) — режиссер спектакля
Я рад, что возникли тесные связи между Будапештским театром и Петербургской Музыкальной комедией. Здесь идет много интересных оперетт, но «Помпадур» для Музыкальной комедии – это нечто новое, иная реальность. Произведение Лео Фалля очень необычное: что-то между опереттой и мюзиклом. Я люблю, когда у жанра возникает много разновидностей.
В оперетте никогда нет единой партитуры, это всегда новый вариант. В «Мадам Помпадур» мы собирали партитуру, соединяя все партии. Мне очень нравится смысл этой оперетты: все люди живут в заданной определенности, но иногда каждому из нис хочется что-то изменить, освободиться от рамок. И на деле это оказывается не всегда возможным.
В этой пьесе все персонажи хотят новой жизни, новой ситуации, поэтому в «Мадам Помпадур» достаточно сильна грустная нота…В истории возникают моменты, когда человек действительно способен изменить жизнь, но это очень редко. Что означает свобода? Аристотель сказал, что «свобода — это осознанная необходимость».
Я работал и с драматическими спектаклями, и с оперой, и с телевизионными фильмами, но оперетту я очень люблю – оперетту особенную: где не только сладость и умиление, но и грусть, горечь. Мои оперетты сюрреалистичны, подобны музыке Моцарта: Мне кажется, что Верди можно слушать в любом исполнении, а Моцарт в плохом исполнении скучен. Он прекрасен только при хорошей игре.
В оперетте «Мадам Помпадур» есть тайна.