Магнитогорский эксперимент
Лариса КАНЕВСКАЯ Ни для кого не секрет, что культурной провинции приходится все туже затягивать пояса: государственный бюджет выделяет образованию и культуре два почетных первых места с конца и основное внимание обращает на столичные театры. Интересы театров малых городов России взялся защищать Евгений Миронов, причем с того самого момента, как возглавил Театр Наций. Реализовать программу по «депровинциализации» культуры в удаленных от столицы местах Миронову помогает министерство культуры, выделяя средства на проведение режиссерских лабораторий.
Семинары-лаборатории проводятся вот уже два года по заявкам самих театров, и на этот раз о себе заявил Магнитогорск.
Магнитогорский Драматический театр им. Пушкина неоднократно становился лауреатом театральных фестивалей, в том числе «Золотой маски» за спектакль «Гроза», в постановке питерского режиссера Льва Эренбурга (2008). Сегодня в театре работает инициативный режиссер Максим Кальcин, молодой директор, опытный главный художник Алексей Вотяков и актеры, готовые к эксперименту. Не хватает только одного – средств, так необходимых любому творческому организму. Все, к сожалению, требует материальных вложений: и обновление репертуара, и повышение мастерства.
Выбивая деньги для театров малых городов, Евгений Миронов постоянно убеждает чиновников, что эти театры не должен заниматься только «легким репертуаром», поскольку «полноценную личность из человека делает не кассовая комедия, а настоящее искусство».
В конце октября Театр Наций провел очередную лабораторию в Магнитогорске. Под руководством Олега Лоевского, эксперта фестиваля «Золотая маска», и Елены Носовой, куратора проекта, в течение недели работала московская команда педагогов, режиссеров и театроведов. Предварительно, до начала семинара-лаборатории, Магнитогорский театр получил 65 новых пьес, из которых главный режиссер театра отобрал четыре. Московские педагоги по сценической речи (Марина Гарсия Солано) и сценическому движению (Владимир Малюгин) провели мастер-классы и тренинги, а молодые режиссеры подготовили эскизы спектаклей по выбранным пьесам.
В результате на суд местной публики было представлено четыре новых спектакля.
Проект Театра Наций привлек большое внимание местной прессы, а публика буквально ломилась в театр: всем было интересно посмотреть на совершенно незнакомую драматургию и принять участие в решающем голосовании. Традиционно по окончании каждого спектакля, сделанного в рамках лаборатории, устраивается обсуждение, а затем зрители решают: доработать эскиз спектакля и включить в репертуар или не продолжать работу и «забыть, как страшный сон». Перед показами зрителей предупреждали, чтобы они настраивались все же на лабораторную историю, а не готовый спектакль, поскольку у режиссеров и актеров до показа было всего 3-4 дня, а не несколько месяцев, как обычно.
В итоге зрители посмотрели следующие работы:
— спектакль по пьесе И.Зингера «В тени виноградника», режиссер Евгения Беркович (мастерская Кирилла Серебренникова), выпускница Школы-студии МХАТ им. Чехова (артисты Юрий Дуванов, Татьяна Баштанова, Николай Савельев);
— спектакль по пьесе Максима Курочкина «Класс Бенто Бончева», режиссер Михаил Заец, за три дня поставивший полноценный спектакль, с костюмами и декорациями. Актеры и студенты актерского факультета магнитогорской консерватории признались, что получили бесценный опыт и даже удовольствие, несмотря на круглосуточную лихорадочную подготовку. Кстати, остроумная антиутопия драматурга Максима Курочкина пришлась по душе зрителям – они решили оставить спектакль в репертуаре;
— эскиз спектакля, поставленный по пьесе Адама Раппа «Зима красных фонарей» режиссером Антоном Коваленко (курс Камы Гинкаса). Эту спорную вещь пока не решился поставить ни один российский театр, хотя в мире пьеса достаточно известна. По словам Олега Лоевского, руководившего обсуждением: «Путь любого произведения от общего неприятия до приятия – не гладкий». «Такие откровенные сцены мы на публику еще не выносили», – признался актер Игорь Панов.
В спектакле также участвовали актеры Евгений Щеголихин и Мария Павлова, студентка четвертого курса. Обсуждение после спектакля было длительным и бурным, но молодежь решительно проголосовала «за» эту непростую историю о любви и одиночестве;
— моноспектакль по пьесе Михаила Дурненкова «Матадор», поставленный режиссером Рузанной Мовсесян (ученица Камы Гинкаса, окончившая с отличием Школу-студию МХАТ). Актер Андрей Майоров, любимец магнитогорской публики, собрал в зале аншлаг, и зрители почти единогласно решили оставить спектакль в репертуаре театра.
Подводя итоги, Олег Лоевский объяснил всем участникам, что перед лабораторией была поставлена специальная задача – встряхнуть театр, создать стрессовую ситуацию и для актеров, и для режиссеров, и для публики: «Театр не может существовать без современных текстов. И хотя зритель требует привычную сказку, чтобы не видеть, что творится за окном, необходимо со сцены говорить о реальной жизни, о проблемах мира и человека в этом мире, чтобы человек мог найти себя и достойно прожить эту жизнь». И руководство театра, и артисты, и зрители выразили Театру Наций свою признательность, а также желание ежегодно участвовать в подобных экспериментах.