Маленькие страсти вокруг Большого
Сюжет в развитии
Уже которую неделю у одного из домов на ул.Стрелецкая проходит необычная акция протеста. Несколько молодых крепких парней, с плакатами и транспарантами в руках, протестуют против главного дирижера и музыкального руководителя Большого театра Александра Ведерникова, ведут «разъяснительную работу» среди жильцов.
По словам протестантов, они намерены положить конец "ужасным" и "извращенческим спектаклям" в репертуаре Большого. "Чтобы женщины не раздевались на сцене". "Будем сидеть здесь, пока не повесится", — заметил один из этих молодцев на безмолвный вопрос корреспондента «ПРАВДЫ.Ру»…
Похожая акция проводится и в отношении генерального директора ГАБТ Анатолия Иксанова (того «встречают» у подъезда его элитного дома на ул.1905 года). Кроме того, непосредственно у стен Большого театра время от времени проходят митинги негодующей молодежи, облаченной в фирменные «бутерброды». На одном из последних присутствовало около 35 человек. Активисты распространяли информационный листок «Сезон калоеда в Большом»…
Корреспондент «ПРАВДЫ.Ру» решил обратиться за комментариями к каждой из противоборствующих сторон (хотя, честно говоря, «противоборство» отмечено пока только с одной стороны). Вначале мы позвонили некоему Алексею, телефон которого нам дали участники акции на Стрелецкой и который якобы является одним из главных организаторов «антиведерниковской кампании».
— Мы обычные учащиеся, студенты, почти все из Щепкинского, — начал нам разъяснять Алексей. — Главное, к чему мы хотим привлечь внимание, – в Большом театре хотят ставить оперу на либретто Владимира Сорокина, который, думаю, в особом представлении не нуждается. Это известный порнограф, о чем написали уже многие европейские газеты. Проповедующий вдобавок некрофилию, каннибализм. Человек, простите за цитирование, открыто признается в своих «произведениях», что «кал дочери своей ел».
И далее — в том же духе, цитировать больше не буду. И этого человека хотят «ставить» в Большом театре! О чем вообще может идти речь?! Такие вещи не могут пропагандироваться на федеральном уровне и получать признание на всю Россию…
По словам Алексея, за всем этим стоят два человека – уже упомянутый музыкальный руководитель Александр Ведерников и, «естественно, директор Большого», т.е. Анатолий Иксанов. «В наших действиях нет никакого состава преступления, — резюмирует он. – Печемся же не о своем благе». «Щепкинцы» надеются, что рано или поздно Ведерников сдастся и пойдет на контакт.
В Большом театре корреспонденту «ПРАВДЫ.Ру» отказались дать телефоны Ведерникова, заметив, что «на сегодняшний день его нет в Москве». Руководитель пресс-службы ГАБТ Катерина Новикова, в ответ на просьбу прокомментировать ситуацию с пикетированием домов и подъездов молодыми людьми, заметила следующее: «Большой театр не считает нужным это комментировать. Ни общественные, ни политические, ни молодежные, ни какие-либо иные организации не будут диктовать Большому театру его творческую политику.
Мы живем в свободной стране, и каждый имеет право на высказывание. К тому же, пока опера не закончена — вообще нет предмета для разговора».
Все же, как у нас принято говорить, вопросов пока больше, чем ответов… Касательно подлинных целей и подоплеки описанной молодежной акции, с одной стороны, и «концепции культурного просвещения», реализуемой руководителями Большого театра, ее составляющих и приоритетов, — с другой.
Начать с того, что вид и «базар» у протестующей у ведерниковского дома публики, как бы это помягче сказать… не совсем театральный. Ну, не отдает он высоким театральным мышлением и культурой. Сами собой появляются мысли о заказном характере данной акции, или просто «тусни». «Пиар», агентство, чьи-то нереализованные амбиции… кто и что может стоять за всем этим? Тут еще этот громкий скандал с увольнением Волочковой, мнящей себя непревзойденной балетной «примой»… да и вообще, мало ли там конкурентов?
В том, что мы называем "искусством", ведь тоже идет борьба – за влияние, за показ, за место, за сцену… По «подковерности» и накалу страстей — могущая даже не уступать «грязной», большой политике. И «на людях» это все может преподноситься как борьба с порнографией, а на самом деле, просто кто-то кому-то не угодил, и потому кому-то кого-то очень нужно вывести из психологического равновесия, а то и оказать прямое воздействие. Опять же – через кого-то…
С другой стороны, Государственный Академический Большой театр, как было заявлено, живет «в свободной стране», где каждый, мол, «право имеет на свободное высказывание». Даже самый последний сорокин… Честно говоря, тоже выглядит как-то туманно. А вообще, — подобные декларативные фразы из лексикона, к сожалению, именно тех, благодаря кому мы вот уж более десятка лет как только живем и наслаждаемся. «В этой стране» — той самой «свободой».
Поминая ее первых «лоббистов» то соответствующим словом, то переиначивая анекдот о том, что «свободу»-то эту, к сожалению, «в карман не положишь», — и затягивая, меж тем, пояса на чреслах потуже. Вот и десятилетний «юбилей» как-то подоспел незаметно — когда, как нам говорят, свершилось «торжество демократии» в «свободной стране». Правда, с помощью пушек, — ну что же? «Каждый имеет право…»
И все же не будем поспешать с выводами. Пусть лучше будет просто, стандартное: «ПРАВДА.Ру» будет следить за развитием событий»…
P.S.
Хотя некоторые наши читатели, похоже, свой окончательный вердикт уже вынесли. Пока это, правда, не столько «по факту», сколько… напутствие, что ли. «На будущее».
HELENA: «В этом театре много великих людей служили за копейки. Дарили вечное — чувство красоты. Дарили восторг, радость и чуство причастности к великому.
Большой театр — это символ НАСТОЯЩЕГО искусства. Зачем все поганить, да еще и комерческим интересом обосновывать право на пошлость. Много найдется любителей позолотить кучу дерьма, да и само оно блестит, но не золото!»
«Гражданка из Москвы»: «…Согласна с теми, кто говорит о функциях воспитания, изначально заложенных в деятельности государственных театров. Иностранцы, с которыми я общалась, произносят слово The ВT с придыханием, они ходят в него, как в храм Прекрасного… Большой театр, Красная площадь — всегда были и есть (пока!) лицо России. Есть, конечно, у любой страны, и заднее, отхожее место. Задворки, так сказать.
Это нормально. Но превращать лицо в…»
Ольга: «О вкусах не спорят. Лично я считаю, что популярность произведений Сорокина обусловлена лишь их "шокирующей новизной", не более. До него никто из наших писателей не был столь вульгарен.
Определённая категория людей всегда "клюёт" на что-то новое, независимо от того, хорошо это или плохо. Такие люди всегда были, есть и будут, но только культура не должна ориентироваться на их потребности и множить им подобных. Поэтому этой постановке Ведерникова не место на сцене ГАБТ.»
Алекс-Сибиряк: «Поддерживаю всех, кто считает — первый театр страны должен ВОСПИТЫВАТЬ культуру, а не разлагать зрителя. Это же не частная лавочка. Госбюджет — отдельной строкой!
Как налогоплательщик требую, чтобы деньги тратились по назначению. А не на рекламу Сорокина.»