Мариинский обласкан заботой правительства
Пострадавший от пожара Мариинский театр осыпаем бенефициями со стороны правительства России. В дополнение к четырем миллионам рублей, выделенным по указу премьер-министра Касьянова, правительство Российской Федерации приняло решение перечислить театру более двадцати трех миллионов рублей на ликвидацию последствий пожара.
Четыре миллиона нашли в закромах родины, перераспределив средства, сэкономленные за девять месяцев исполнения федерального бюджета, и двадцать три миллиона с хвостиком поступят из резервного фонда правительства. 6,82 миллиона пойдут на восстановление утраченных декораций. 2,748 миллиона — на приобретение станков, оборудования и инструментов, необходимых для изготовления декораций.
На текущий ремонт и оплату временной аренды помещений под производственные цеха и склады (которые театр теперь вынужден снимать, так как здание на Писарева сгорело дотла) выделено чуть больше полутора миллионов.
Но самая большая статья расхода — осуществление противопожарных мероприятий. На это дело отпущено двенадцать миллионов тридцать шесть тысяч рублей. Вполне разумная трата, если учесть, что версия умышленного поджога до сих пор остается наиболее вероятной.
В общей сложности театр пока получил от государства чуть менее тридцати миллионов рублей, то есть приблизительно один миллион долларов. Это в пятнадцать раз меньше суммы, которую Валерий Гергиев обозначил как необходимую и достаточную для полного покрытия материального ущерба, понесенного театром. На брифинге по случаю открытия нового сезона он заявил: "Ущерб, нанесенный пожаром, огромен; он оценивается серьезной цифрой, если говорить о финансах, еще и потому, что уничтожено здание на Писарева. В нем располагались художественно-производственные мастерские.
Это была главная площадка, где в течение столетия создавались декорации к знаменитым спектаклям, где работали великие художники и поколения превосходных мастеров… Мы думаем, что ущерб составляет как минимум пятнадцать миллионов долларов".
Сейчас Мариинский театр находится на гастролях в Токио, где среди прочих балетных и оперных спектаклей в афише представлен и ‘Евгений Онегин’, декорации которого сгорели при пожаре, но были практически заново созданы. На открытии сезона вместо объявленного ‘Золотого петушка’ был показан старинный и пафосный (послевоенной выделки) спектакль ‘Мазепа’ — чтобы продемонстрировать встревоженным поклонникам театра, что декорации Константиновского успели восстановить.
Четыре оперные премьеры и три балетные
Между тем предстоящий оперный сезон в целом наконец-то сверстан; очертания его достаточно ясны, чтобы сделать некоторые предварительные выводы. Сформировался он далеко не сразу: объявленные к премьере ‘Енуфа’ Яначека и ‘Ариадна на Наксосе’ Рихарда Штрауса, судя по всему, переносятся на следующий сезон. Зато в планах театра неожиданно появилась ‘Снегурочка’ Римского-Корсакова, постановка которой, несмотря на полную готовность труппы (оперу несколько раз показали в концертном исполнении), откладывалась из года в год.
Картина сезона выглядит впечатляюще: четыре оперные премьеры (возможно, к ним добавится и пятая, ‘Тоска’ Пуччини) и три балетные. На второе декабря назначена премьера ‘Самсона и Далилы’ Сен-Санса — оперы с роскошной партией для меццо-сопрано. Ольга Бородина, обладательница уникального колоратурного меццо, давно мечтала спеть Далилу в родном театре, однако спектакль не ставился.
Наконец она получила этот шанс — после того как спела Далилу с Гергиевым на фестивале в Зальцбурге прошедшим летом.
‘Самсона и Далилу’ будет ставить француз Шарль Рубо, режиссер вполне традиционной, даже консервативной эстетической ориентации. В этом публика имела случай убедиться дважды: Рубо поставил в Мариинском театре ‘Турандот’ и ‘Травиату’.
Десятого апреля, при благоприятном расположении звезд, должна состояться вторая оперная премьера: ‘Нос’ Дмитрия Шостаковича, его ранняя опера, в которой гоголевский гротеск усугублен сардонической улыбкой музыканта. Над ‘Носом’ будет трудиться Юрий Александров, режиссер, окончательно расставшийся было с Мариинским театром в прошлом году после двух десятилетий беспорочной службы. Однако после его успешных постановок в Arena di Verona в прошлом сезоне театр, видимо, счел за лучшее оставить режиссера в орбите своих художественных интересов и продолжить сотрудничество с ним.
Предположительно в конце апреля питерские опероманы наконец-то увидят долгожданную ‘Снегурочку’ — самую светлую и мелодическую оперу Римского-Корсакова. ‘Весеннюю сказочку’ расскажут режиссер Александр Галибин (недавно назначенный главным в Александринском театре) и художник Георгий Цыпин. Постановочная команда внушает доверие: Цыпин делал на сцене Мариинского ‘Кольцо нибелунга’, ‘Летучего голландца’, ‘Войну и мир’, ‘Катерину Измайлову’. Галибин лет пять назад создал сценическую версию ‘самой петербургской оперы’ — ‘Пиковой дамы’.
К началу фестиваля ‘Звезды белых ночей’, тридцать первого мая, приурочена премьера самой патриотической оперы — ‘Ивана Сусанина’ Глинки. Ставит Дмитрий Черняков, уже снискавший успех своим ‘Китежем’. Этот спектакль, как известно, отхватил все главные ‘Маски’ два года назад и триумфально прошел на недавних летних гастролях театра в Metropolitan Opera, после чего Чернякову немедленно последовало предложение от Гергиева приступить к новой работе.
Балетная афиша театра складывается не менее интригующе. Доминантных событий два: мартовский фестиваль балета, на котором покажут премьеры трех балетов знаменитого Форсайта (хореограф впервые осуществляет постановку в России), и перенос очередных балетов Баланчина на сцену театра в честь юбилея балетмейстера. По слухам, в конце февраля будет показан ‘Агон’ — одно из самых талантливых произведений хореографа.