Мария, Мария, Мария…
Меньше года назад, в декабре , мы предложили нашим читателям ответить на вопрос: «Что лично для Вас значит Мария Каллас?» Тогда получилось любопытное мини-исследование — люди говорили о разном, но в то же время всегда об одном — о своей любви к великой певице.
16 сентября исполнилось 35 лет как ушла из жизни греческая дива.
Ольга Козырева, инженер-математик:
Всегда любила классическую музыку. Как-то в студенческие годы купила записи нескольких опер Верди в mp3. И они были именно с Марией Каллас.
Там были незабвенные «Травиата», «Риголетто» с Ди Стефано и Тито Гобби, «Бал-маскарад», «Аида». С тех пор — навсегда — влюбилась в Марию. Потом уже на youtube переслушала множество разных певиц в разных ариях, все время сравнивала с Марией. Поняла, что хороших певиц много, но она уникальна. У нее есть такие трактовки арий, после которых другие исполнения слушать вообще невозможно.
Например, «La mamma morta», «Suicidio!», сцены безумия Анны Болейн, Лючии ди Ламмермур и многие другие.
Сейчас уже могу четко объяснить разницу между ней и всеми остальными. Помимо прекрасного голоса и великолепной техники, позволявшей ей петь с множеством различных нюансов, она обладала величайшим даром музыкальной интерпретации. Во время преподавания на своем мастерклассе она говорила обо всех этих тонкостях.
О ритме, о темпе, о фразировке и т.п. Имеющий уши да услышит. Но почему-то это не было никем из следующих певиц усвоено. Может, потому что это сложно?
Или нужно обладать особым музыкальным чутьем? Я не знаю. Ну и, конечно, она была очень страстной женщиной — а это для музыки прекрасно!
Стас Цема, 16 лет, учащийся, в будущем надеется стать вокалистом:
Я, например, один раз услышал в исполнении Максима Галкина вторую арию Царицы ночи. Так вот, я тогда её услышал впервые! Решил послушать, как она звучит у профессионала, зашел на youtube и первое, что он мне выдал, была эта ария в исполнении якобы Марии Каллас!
Мне понравился голос псевдо-Каллас, и я начал искать дальше, что еще она поёт! Ну и пошло-поехало! Теперь я понимаю, что рядом с Марией не стоит и не стоял никто в вокальном жанре. Она бесподобна!!!
Жаль, что мы не видели её на сцене вживую… Но она у нас в сердцах! Пишите, обсуждайте, спорьте, только не смейте осквернять великое: голос и существо Марии Каллас!!!
Алексей Дудоладов, 27 лет, генеральный директор фитнес-школы:
Впервые услышал голос Марии Каллас несколько лет назад, когда скачал из интернета оперу «Аида» (по-моему, 1953 года), где главную роль исполняла она.
Если честно, то на тот момент меня совсем не прельстило исполнение, казалось обычным, таким же, как и в нашем оперном театре. Не придал особого значения исполнителям, а просто наслаждался величайшей оперой. Затем совсем увлекся оперой, слушал различные арии в исполнении разных певцов.
И так продолжалось достаточно долго, и, к сожалению, мне попадались записи Марии Каллас именно в тот момент, когда она потеряла голос (а об этом я и не знал), и меня вообще ужасало: что же в нем такого магического, почему она такая великая?! Но не судите так строго, я же не оперный певец и не искусствовед, а просто ценитель оперного вокала! И вот, о чудо, мне удалось скачать из интернета очень старые видео с Марией Каллас, и… вот он — культурный шок.
Я просмотрел десятки видео, не меньше прослушал аудиозаписей и понял, что в этом голосе! Это космос!!! Просто космос!!! Это не просто певица!
Она актриса, она не только поет, она именно исполняет и исполняет, проживает свои роли всем телом, лицом, глазами… не только голосом. Невероятная жизнь в голосе — вот, что поражает! Сила! Очень ее люблю!
Надеюсь, что цифровые технологии пронесут её голос до потомков, которые, надеюсь, будут ценить ее так же, как мы. Каллас навсегда!!!
Александра Густафсен, 17 лет, студентка:
Это необычная и довольно интересная история. В первый раз я услышала голос Марии, когда мне не было еще трех лет. Я была активной и непослушной девчонкой и однажды залезла к маме в тумбочку, нашла там упаковку снотворного и всю ее съела.
Меня уже полуживую отвезли в больницу, и я почти ничего не запомнила в силу возраста и состояния. Помню только, что когда я очнулась, то сидела на железной кровати, и кто-то включил музыку «Сasta Diva». Это было первое, что я услышала. Тогда я, конечно, не знала, что это за музыка и кто пел, помню только, что меня заворожил тот голос. Это было самое прекрасное из всего, что я слышала и знала.
Прошло много лет. Мне уже исполнилось 13 лет, и мама принесла однажды диск Марии Каллас. Когда я включила его, то услышала как раз «Casta Diva» и мне сразу вспомнила тот голос… Конечно, это была Мария! Вот тогда, наверное, я и влюбилась в ее голос.
Потом посмотрела фильм «Каллас навсегда», где так замечательно играет Фанни Ардан, посмотрела передачу про Марию… Я смотрю видео, скачиваю и слушаю аудиозаписи… Я обожаю Марию и восхищаюсь ею.
Это была великая певица и актриса, великая женщина… Для меня она — идеал!
Лейла Рубан, преподаватель и концертмейстер:
Меня познакомили с искусством и историей жизни Марии Каллас мои учителя… Я только пришла в первый класс специальной музыкальной школы-десятилетки при Казанской консерватории.
Моя незабвенная Нора Семёновна и её отец, профессор консерватории Семён Абрамович Казачков. Только сейчас осознала весь парадокс ситуации!.. Когда нам, деткам, ставили пластинки (тогда ещё виниловые) с записями «божественной» и «величайшей» (так называли её мои учителя), Каллас ещё была жива!.. Я до сих пор (уже 37 лет) не могу слушать её спокойно, без слёз… И до сих пор не могу понять, как обычный земной человек… очень несчастный по обычным земным меркам… может ТАК петь!..
Отдавая по маленьким кусочкам своё израненное сердце МИРУ!.. Отдельное спасибо моим Учителям. Познакомив меня ещё в детстве с божественной Каллас, они на всю жизнь сделали мне «прививку» от всего лишнего, пустого, неживого в искусстве.
Каллас для меня — эталон. Эталон служения ДЕЛУ!… Может, немного высокопарно, но искренне.
Екатерина Ларина, 16 лет, ученица:
Моей любимой семье, своеобразному сборищу страстных поклонников искусства, я обязана очень многим… В том числе, и трепетной любви к проникновенному гению — Марии Каллас. Помню, что всё началось с просмотра фильма Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда» и прослушивания тогда ещё кассеты с её ариями. А немногим позже, детские предпочтения переросли в настоящее пристрастие и понеслось: документальные передачи, газетные заметки, книги, диски…
Мария Митина, инженер:
Наша жизнь мчится с громадной скоростью, и единственное, чем можно ее остановить, попытаться узреть мгновение, — это фотография. Фотография стала часть нашей жизни, она наравне с воздухом, с водой. Мы фотографируем, останавливаем нашу жизнь постоянно. ?
Наверное, сложно найти человека, кто бы не видел хотя бы одну фотографию Марии Каллас за свою жизнь. Некоторые не знают — кто она, незнакомка с иногда грустными, а иногда ослепительно счастливыми глазами; некоторые, не понимают ее творчество, или не слышали, некоторые превозносят ее до небес. ?
Те, кто слышали ее, понимают, что возможности человеческого голоса безграничны.
Они меняют все течение нашей жизни. Одна нота, один звук — и мир переворачивается. Этим чудом обладала Мария.?
Ее искусство проникает повсюду.
Магия ее голоса, ее взгляда, ее глаз… Однажды увидев ее фото, я заболела ею на всю жизнь. Ее голос чарует, уносит вдаль, вдохновляет, сопереживает. Один раз услышав, остаться равнодушной просто невозможно.
Мария — это вечность.
Татьяна Медисова, филолог:
Родители-музыканты слушали её всё время. Наверное, ещё до того, как я родилась. У нас не было ни телевизора, ни компьютера, и в детстве я знала только Марию Каллас.
Ещё церковную музыку, которую пели родители, но у меня не было детских песенок, типа «Пусть бегут неуклюже…». Когда я запела впервые (я этого не помню, это папа рассказывал), я спела что-то из её репертуара, не зная ни языка, ни нот. С тех пор папа занимается со мной музыкой.
Но много слушать Марию Каллас не позволяет, так как ей очень сложно не подражать… Вот примерно такая история.
Материал подготовила Юлия Пнева