Марусечкино царство
В Et Cetera рассказали историю о людях, на которых держится мир Ирина РЕШЕТКИНА Действие спектакля «Моя Марусечка» разворачивается в декорациях разрушенного мира: это одновременно и античные развалины, и заброшенная дворянская усадьба, и советская квартира с облупленным кафелем, и деревенский двор с разбросанными тазами и ведрами. Режиссер Марина Брусникина поставила спектакль о судьбе простой русской женщины Марии Христофоровны (в основе спектакля – повесть Александры Васильевой), и при этом ее играют сразу несколько актрис. Эта «многоликость» понадобилась режиссеру для того, чтобы сказать – главная героиня живет в каждом из нас. Самобытная проза Васильевой во многом поэтична и описательна, поэтому перенести ее в театральное пространство – задача не из легких. Однако Марина Брусникина максимально следует произведению, бережно сохраняя слова и действия персонажей.
В повести Васильевой рассказывается об одном из отдаленных городов России, в котором живет шестидесятилетняя Маруся и где в течение трех месяцев не переставая идут дожди. Причем такой интенсивности, что на подоконниках вырос камыш, соседнее кладбище ушло на дно озера, а с чердака Маруся то и дело выметает шаровые молнии. Примерно то же мы видим и на сцене в метафорической форме.
Под ногами – серебряные шары – те самые шаровые молнии, которые то и дело «выметает Маруся». Кругом – «приметы» минувших эпох: осколок мраморной колонны, деревенское окошечко, которое давно не белили, советский транзистор, от которого ждут новостей, а он передает лишь сводку погоды, скульптура льва, украшавшая некогда оперный театр…
Здесь, словно после Всемирного потопа, перемешалось все и вся. В подобном контексте образ Марусечки восходит к известному библейскому архетипу. Она, как и праведный Ной, спасает безнравственный человеческий мир. Марусечка сродни Матрене Солженицына жертвует всем ради других, это о них сказано – не стоит село без праведника.
Во времени, зацикленном на приобретении и прибыли, Марина Брусникина находит в каждом человеке эту способность жертвовать, поэтому роль Марии Христофоровны отдает не кому-то одному, а распределяет почти между всеми женскими персонажами.
Известно, что Брусникина в качестве материала для своих спектаклей преимущественно выбирает прозаические произведения. При этом она не делает инсценировок и строго придерживается текста, сокращая лишь немногое. Но, возможно, иногда то, что хорошо в прозе не всегда будет срабатывать на сцене.
В связи с этим хочется отметить слаженную игру ансамбля и хорошо выверенные по синтагмам и цезурам монологи героев, которые порой спасают не совсем устойчивую конструкцию спектакля. А возможно, театру, который создает Марина Брусникина такая конструкция и не нужна. В нем главным остается слово, в котором и заключена вся драматургия. Кроме того, Брусникина занимается редкой сегодня оркестровкой – спектакль с предельной точностью как в опере разбит на голосовые тембры актеров, это не случайно, ведь помимо режиссуры Марина Брусникина является преподавателем сценической речи во МХАТе.
Кстати, различные оперные партии в спектакле звучат не раз. Начиная от «Русалки» Даргомыжского и кончая в конце «Русланом и Людмилой» Глинки: «Но века пройдут, и на бедный край доля дивная низойдет». И нескончаемый дождь над деревней действительно заканчивается, но Марусечка так и не дождется заветного освобождения из тюрьмы своего приемного сына Мити.
Она погибает по нелепой случайности: разнимая в драке дворовых ребят.
В хорошей прозе всегда не случаен выбор имени персонажа. Так, Васильева, словно подчеркивая нелегкую долю и жертвенность героини, дает ей отчество Христофоровна – несущая Христа. Она смиренно несет свой крест. При этом в спектакле и в прозе появляется крест в прямом смысле. Им служит простая картонная коробка, перевязанная крест-накрест бечевкой.
Марусечка оказывается той нитью, которая соединяет собой мифологическое пространство с бытовым и внешним миром. В первый раз картонную коробку во сне Марусе дает старик и говорит, чтобы она ее не ставила на землю, потому что это – ее «горе». В конце повести старик из сна оказывается в реальном мире и разрешает поставить коробку, ведь земля уже просохла. Потоп закончился, можно выйти на землю и начать строить все заново.
Только нет больше Марусечки – того проводника и праведника, который помогал выжить и спасал мир от нас же самих.