«Маска, я вас знаю»
В Театре на Малой Бронной сыграли «Белку» Анатолия Кима Елена МИЛИЕНКО Присмотритесь к окружающим вас людям – не скрывается ли под улыбкой девушки звериный оскал, и не просвечивается ли сквозь человеческое лицо личина животного? А вдруг под маской прекрасной дамы скрывается ненасытная гиена?
В своем романе-сказке «Белка» Анатолий Ким рассказал, как сложно выжить в мире оборотней, особенно если человек молод и талантлив. Окружат, загонят в угол, перегрызут глотку, лишь бы отнять то, что отличает человека от животного, лишь бы сделать его похожим на всех. Насколько важно при любых обстоятельствах оставаться человеком – эту тему, предложенную автором, талантливо пересказала Екатерина Гранитова, поставив «На малой Бронной» замечательный спектакль. Сам автор был на премьере и с восхищением отозвался о работе режиссера, а также художника Елены Ярочкиной и молодых актеров – воспитанников мастерской Сергея Голомазова. Дмитрий Сердюк, Леонид Тележинский, Александр Бобров, Юрий Тхагалегов, который не только волновал и «заводил» зал своей игрой, но и написал замечательную музыку к спектаклю, играли задорно, с юмором, иронией.
Талантливых художников играли талантливые артисты! А как прекрасна Вера Бабичева в роли Лилианы Борисовны! По ходу действия она несколько раз перевоплощалась из взрослой измученной жизнью женщины в ветреную молодую красавицу, соблазнившую 17-летнего юношу и, по сути погубившею его. И каждый раз перед зрителями появлялась совершенно другая актриса – менялось все: походка, голос, мимика и жесты. Любовь, пусть и трагическая – вот что ведет ее героиню по жизни.
Любовь движет и поступками других героев, но суть сказки не в этом. А в том, что истинный талант легко раним, и обходиться с ним надо бережно. Потому что остаться человеком в мире оборотней можно, лишь сохранив свой талант!
Режиссер Екатерина Гранитова объясняет выбор именно этого текста так: «Ким каким-то удивительным образом ушел от политического и социального контекста, что добавляет тексту притчевый объем. Вопросы, которыми задаются герои, есть всегда – и при Наполеоне, и при Сталине. Что есть творчество в жизни человека?
Любого человека, не только профессионального художника, литератора или артиста? Что это за дар?»
Команда спектакля старается понять, чем человек отличается от животного, и приходит к выводу: человек награжден способностью творить, и это приравнивает его к Богу: «Творчество – это, прежде всего открытость к миру, способность испытывать чувство благодарности за то прекрасное, что мы умеем увидеть – это и есть путь к духовному совершенствованию».