Механика любви
В Музыкальном театре поставили балет «Коппелия» Майя КРЫЛОВА Премьера балета «Коппелия» прошла на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Театр обратился к версии французского хореографа Ролана Пети. Спектакль на музыку Делиба перенес в Москву ассистент автора Луиджи Бонино. «Коппелия» впервые увидела свет в Париже в 1870 году. Время Делиба и его балета – позитивистский период Европы после романтизма и перед декадентством.
То есть такой момент, когда на поверхность всплыли простые житейские удовольствия. Зловещуюновеллу Гофмана «Песочный человек», лежащую в основе сюжета «Коппелии», в Париже легко переделали в комедию. По комедийной линии пошел и Ролан Пети, поставивший «Коппелию» совершенно заново: его премьера состоялась в Национальном балете Марселя в 1975 году. В этой жизнерадостной постановке тоже мудрено заметить мрачную мистику Гофмана. Опус Пети – история о простых людях и простых чувствах, романтика здесь осмеивается, а бюргерство почти воспевается.
Но в череде легкомысленных танцев можно нащупать и серьезную идею – размышление о фатальных последствиях господства механического начала. Экзальтированные натуры видят в спектакле даже историю великой безответной любви: по сюжету создатель механической куклы влюбляется в собственное создание, сделанное по образцу живой женщины.
Как бы то ни было, а Пети упрятал серьезные смыслы (если они подразумевались) под толщей балета-кабаре. Вместо увертюры звучит хриплая шарманка, а действие напоминает веселый «театр в театре». Персонажи этой «Коппелии» живут в местечке, где расквартирована воинскаячасть.
Балет начинается с флирта на фоне казармы: жительницы городка хихикают в кулачки и посылают воздушные поцелуи усатым молодцам в мундирах. Массовые танцы, в которых дамы демонстрируют умение наивно-зазывно смотреть и в зал, и на душку-военного, полны намеков на мазурку – в строгом соответствии с музыкой. Одновременно с этим Пети откровенно насмешничает.
В стройные ряды классического и характерного танца врываются вульгарные движения тазом, а из-под подола платьев «под XIX век» видны оборки белья: партнерши солдат демонстрируют красоту высоко вздыбленных ножек. Ну вылитый «Фоли Бержер» или «Мулен Руж» – прославленные парижские варьете, «злачные» места с канканом. На фоне серой мрачности декораций развлекательная затейливость танца кажется особенно выпуклой.
Глядеть на первый акт «Коппелии» – как лицезреть яйца Фаберже. Любить их странно, но разглядывать с любопытством можно вполне: вот здесь – виньетка, а там – загогулинка.
На фоне плясок кордебалета действуют главные герои – ветреный юноша Франц, его невеста Сванильда и любезный городской чудак Коппелиус, в окне которого неподвижно сидит незнакомая дама с веером, будоражащая город: кто это такая? Вокруг дамы, которая окажется просто куклой, развернутся большие страсти. Франц, желая познакомиться с красоткой, влезет в дом Коппелиуса.
Туда же, из чистого любопытства, попадет и героиня, которая поймает механика за странным действием: он пытается ухаживать за механической куклой, а потом старается оживить ее с помощью гипнотизерской кражи «витальной силы» у специально усыпленного Франца. Вальс Коппелиуса с поролоново-тряпичной возлюбленной можно трактовать и в шутку, и всерьез, как яркую забаву, внутри которой прячется страх одиночества. Беда ухажера (его сыграл постановщик Луиджи Бонино) в том, что в момент «оживления» у него под руками уже не марионетка, а Сванильда, издевательски изображающая куклу.
Финал, разумеется, счастливый, но не для Коппелиуса: живые герои благополучно женятся, город ликует, а мастер, переживший крушение иллюзий, сиротливо прижимает к груди сломанное детище.
Надо отдать должное труппе музыкального театра: она увлеченно изображала французскую игривость как шлейф в дуэте главных героев – Франца (Сергей Полунин) и Сванильды (Кристина Шапран). Роль в «Коппелии» – первая в Москве балетная партия для Полунина, бывшего премьера театра Ковент-Гарден. Не так давно виртуоз из Лондона объявил о желании прекратить сотрудничество с британским театром. И в то время, как Большой и Мариинка по отношению к блестящему танцовщику ловили мух, худрук музыкального театра Игорь Зеленский мгновенно сориентировался, пригласив Полунина к себе в труппу.
Публика восхищенно аплодировала легким ногам, выверенным позам, умению зависать в воздухе и сценической органичности этого Франца, не забывая и о замечательной Кристине Шапран в роли Сванильды. Некоторые накладки в их дуэтном танце, как и технические помарки в соло Шапран (недавней выпускницы Петербургской академии имени Вагановой), поддаются исправлению в процессе репетиций. Тем более что театр имеет отменного балетного дирижера Антона Гришанина, в руках которого нарядно-безыскусная партитура Делиба звучала цельно и приподнято.