Меньшиков на пленэре
Однодневный фестиваль джаза обошелся без пафоса Зоя АЛЕНИНА Этот фестиваль – часть «Черешневого леса», многодневного и высокобюджетного. Особенность «Черлеса» – всякие неожиданные кроссовер-проекты, где подчас сочетается несочетаемое, являя здоровый китч и сбалансированную эклектику. «Джаз на пленэре» – примерно из этой серии. Хотя бы потому, что провела его организация под названием «Музыкальное товарищество Олега Меньшикова», что означает – «известный артист рекомендует».
Олег Меньшиков до поры до времени имел мало отношения к музыкальному бизнесу, однако на днях презентовал некий Молодежный духовой оркестр, сказав, что оркестр – это его «мечта». Теперь вот – целый небольшой фестиваль. Впрочем, в борьбе за джазового слушателя все средства хороши.
Михаил Казаков, например, читал мелодекламации под саксофон Игоря Бутмана. Но Меньшиков собрал на свой пленэр музыкантов явно некоммерческой направленности: Guru Groove Foundation, Esh, Jazz Mobile, Conthreebass, квинтет Юлии Рогачевой, группу Петра Маланова, «Первое солнце», ансамбль «Прёт». Все они вместе и каждый по отдельности, если б не имя нестареющего всенародно обожаемого Костика, целый сад «Эрмитаж» не собрали бы.
Джаз en pleine air – идея сама по себе выигрышная. Настолько, что даже не суть важно, что за джаз, главное, чтоб пленэр был подходящим, или, как говорили до кризиса, «правильным». Сад «Эрмитаж» в этом плане – идеальное место: приятное, зеленое, в центре. В тому же джазовый слушатель тут прикормленный различными джаз- блюз-фестивалями и поп-рок-концертами. Чего ждешь обычно от мероприятия, в котором обещают джаз на природе?
Диксилендов, задорно дудящих «Неудачное свидание» Цфасмана, или какую-нибудь даму, томным голосом с диким акцентом выводящую Summertime Гершвина.
«Джаз на пленэре» в этом смысле преподнес приятный сюрприз. Во-первых, было довольно много авторского материала. Не всегда веселого-радостного, иногда откровенно грузящего. Но все-таки – своего. Коллектив «Первое солнце» под руководством известного виброфониста Владимира Голоухова не побоялся представить целую авторскую сюиту на полчаса. «Мы не будем вам мешать пастись на травке, – пообещал Голоухов. – Скорее даже поможем».
Музыка оказалась не слишком джазовой и не слишком пленэровской, но приятной: ностальгическая труба без сурдины сочетается с виртуозным виброфоном, поющим сочным звуком. Что-то более или менее молодежное и драйвовое представила группа Guru Groove Foundation – песни в духе эйсид-джаза начала 90-х с налетом фанка (привет, Jamiroquai). Группа с грубоватым названием «Прёт» поразила мощнейшей вокалисткой и довольно прихотливым – пусть и немного тяжеловесным – авторским материалом.
Народу было не сказать что много. То ли имени Меньшикова оказалось недостаточно (не театр же), то ли пролившийся в полдень ливень всех напугал. Сам артист, кстати, почти весь день и вечер пил шампанское в VIP-шатре, так что те, кому не нравилась музыка, мог забесплатно любоваться Меньшиковым.