Международный этап фестиваля Монокль и его закрытие
театр «Балтийский дом»
С 1 по 7 марта в Санкт-Петербурге в Театре-фестивале «Балтийский дом» пройдет международный этап фестиваля моноспектаклей «Монокль».
«Монокль» — международный фестиваль моноспектаклей, который проводится Фондом «Балтийский международный фестивальный центр» с 1997 года — один раз в два года. За это время он стал, пожалуй, любимым театральным форумом среди актеров. В нем принимали участие Армен Джигарханян, Софико Чиаурели, Алла Демидова, Алиса Фрейндлих, Евгений Гришковец, Алексей Девотченко, Сергей Барковский, Игорь Волков, Валентинас Масальскис, Александрас Рубиновас, Свен Вольтер и многие другие российские и зарубежные артисты.
Географические координаты фестиваля широки и включают в себя СНГ и Балтию, Скандинавию, а также Великобританию, Бельгию, Грецию, Италию и другие страны.
Для большинства актеров моноспектакль — заветный жанр, ведь это испытание своего таланта и мастерства — один на один со зрителем, это возможность свободно высказаться. В этом году фестиваль продолжит знакомить зрителей с достижениями этого жанра, представив богатую палитру его творческих возможностей.
Откроется «Монокль» спектаклем московского театра «Школа драматического искусства» «Человеческий голос». Пьеса Жана Кокто – диалог героини с невидимым собеседником – для жанра моноспектакля стала уже не просто классикой, но точкой отсчета и даже мифом. Актриса Мария Зайкова (ученица Анатолия Васильева) с режиссером Игорем Яцко и подошли к пьесе как к мифу, размыв признаки мелодрамы.
В основу спектакля легла опера Франсиса Пуленка, написанная по мотивам драмы Кокто. «Человеческий голос» рифмуется со многими произведениями мирового искусства, и это позволило режиссеру вывести действие в бескрайний мир ассоциаций.
Питер Тэйт, британский актер, режиссер и создатель лондонского экспериментального театра «The Playground Studio», представит спектакль «Выбывший из игры». Это в некотором смысле вариация мотивов Кокто, только зрителю предстоит расслышать не женский, а мужской «голос». Все действие — неизвестно к кому обращенный поток сознания человека, уставшего от одиночества.
Образ покинувшей возлюбленной, кошка, раздражающая луна… все, что приходит в голову герою, складывает его маленькую вселенную.
Совершить путешествие в подсознание позволит и «Полет» рижского театра «Обсерватория». Название можно понимать буквально: зрители отправляются в полет, сидя в салоне самолета в компании приятного молодого человека Андриса Булиса. Он действительно приподнимает зрителей над землей — перенося в глубины памяти, в далекое детство — с мамиными поцелуями в макушку, первой любовью и первыми душевными ранами.
Пьеса сложилась из воспоминаний актера и его друзей, а также текста драматурга и режиссера Клима, которого называют учителем Галины Полищук, поставившей этот спектакль.
Тему путешествия развивает «Саунтрек моей жизни» (шведский Театр КЕФ из Мальме), авторский спектакль Элиаса Файнгерша — человека-оркестра. В его виртуозной игре элементы драмы сочетаются с вокалом, живой музыкой и клоунадой. Это не просто история одного года из жизни странствующего артиста — с дорогами Италии, жгучим солнцем Востока, небоскребами Нью-Йорка и эксцентричными людьми, вписанными в эти пейзажи. Это история раздвоения.
Диалог артиста с внутренним голосом воплощен с помощью видеопроекции. Актер действует одновременно в живом плане и на экране, что позволяет ему взглянуть на жизнь в споре с самим собой.
Актер Юстас Тертелис вместе с режиссером Айдасом Гиниотисом всмотрелись в глубины человеческой души с помощью Театра. Спектакль «PRA – начало начинающего актера в одном акте» (вильнюсский экспериментальный театр «Открытый Круг»), который играется в пустом пространстве без всяких внешних приспособлений, держит зал на грани между жизнью и сценой, реальностью и вымыслом.
«Оскар и Розовая дама» режиссера Аннабель Райс дает иной взгляд на жизнь: уже не субъективный, а принадлежащий скорее высшей реальности. История о смертельно больном мальчике Оскаре, по совету сиделки пишущем письма Богу, была написана известным драматургом Э.-Э. Шмиттом для легенды французского кино Даниэль Дарье и успела войти в репертуар многих актрис мира.
Свою версию трогательного сюжета покажет известная в Дании актриса театра и кино Пиа Розенбаум.
Пьеса об Оскаре входит в «религиозную тетралогию» Шмитта. Другая часть тетралогии – «Господин Ибрагим и цветы Корана» – будет представлена моноспектаклем Евгения Казакова в постановке Натальи Корляковой (Театр для детей и юношества из Северска). Брошенный родителями мальчик находит искренность и теплоту в дружбе со старым бакалейщиком Ибрагимом.
Рядом с жизнелюбивым другом Моисей взрослеет, делая первые и главные открытия своей жизни.
В программе есть также моноспектакли, в которых внимание направлено не на внутреннюю жизнь героя, не на частную историю, но на масштабный эпический мир, завлекающий самобытностью и экзотикой. Татьяна Хазановская привезет из Тель-Авива спектакль «Восточный ларец» по мотивам арабских сказок в обработке Власа Дорошевича. На сцене возникнут султан и его коварные слуги, неотразимый Дьявол, Истина и прекрасная Таис; картины, передающие аромат Востока.
Поистине вселенское пространство – под стать обитающим в нем легендарным героям – увидят зрители в «Ричарде III» (по мотивам шекспировской трагедии), моноспектакле Бекмухамета Киекбаева в постановке Алии Баймахановой (Казахский областной драматический театр им. С. Сейфуллина; Караганда, Казахстан).
Огромный многонаселенный мир, предстающий уже не в мифологическом, но социальном измерении, возникает в «Истории одного искушения» по мотивам гоголевского «Портрета» (челябинский театр «Колесо»). Актер и режиссер Герман Третьяк на глазах зрителя создает галерею типажей — как собирательный портрет современности.
В Международный этап фестиваля вошли победители Петербургского тура, который в этом году проходил с 25 января по 18 февраля. Анна Некрасова сыграетт спектакль «Уроки аббатисы» по произведениям Елены Шварц. Юлия Мен в своей работе представит повесть Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня…».
Борис Драгилёв с помощью своего спектакля «Сказки про глупых взрослых» познакомит с текстами писательницы и блоггера Камелии Санрин.
Посмотрев эти разноплановые постановки, каждая из которых по-своему показывает современные возможности моноспектакля, зритель сможет выстроить собственный сюжет фестиваля. «Монокль» не просто позволит сложить сегодняшнюю панораму «театра одного актера», но и откроет новые актерские и режиссерские имена и познакомит с новыми произведениями. Особо выдающиеся работы будут отмечены премиями — по решению международного жюри.
* * *
7 марта состоится закрытие IX Международного театрального фестиваля моноспектаклей "Монокль".
По окончании спектаклей, в 21.30, в Актерском клубе состоится подведение итогов и награждение победителей.