Михаил Булгаков – от шоу до драмы
5 спектаклей по Булгакову. Где смотреть? Ирина АЛПАТОВА МХТ имени Чехова приглашает на премьерный спектакль «Зойкина квартира» в постановке Кирилла Серебренникова.
Модный режиссер-новатор на сей раз выпустил вполне кассовое зрелище, приближенное к жанру мюзикла. Не зря же на главную женскую роль Зои Пельц пригласил звезду российских мюзиклов, роскошную Лику Руллу. Здесь можно оценить причудливое смешение времен, весьма современное решение пространства, темпераментную яркость действия, запоминающиеся вокальные номера и великолепные актерские работы Алексея Девотченко (Обольянинов), Алексея Кравченко (Гусь-Ремонтный), Михаила Трухина (Аметистов), а также молодых актеров – учеников Кирилла Серебренникова.
В «Мастерской Петра Фоменко» играют «Театральный роман» — практически автобиографическое произведение автора, смысл которого легко ложится на историю и судьбу любого театра, перешагнувшего свой 20-летний юбилей. Это один из последних спектаклей недавно ушедшего из жизни Мастера, который делался вместе с актером Кириллом Пироговым, выступившим здесь и в качестве режиссера, и как исполнитель одной из главных ролей – начинающего драматурга Максудова. «Театральный роман» у «фоменок» — спектакль-праздник и спектакль-исповедь, феерически смешной и задумчиво-сентиментальный одновременно. А уж присутствие на сцене столь изумительных актеров, как Галина Тюнина (Торопецкая), Максим Литовченко (Иван Васильевич), Мадлен Джабраилова (Менажраки), никого из публики не оставит равнодушным.
В Театре сатиры режиссер Юрий Еремин поставил спектакль «Мольер» («Кабала святош»), предложив заглавную роль художественному руководителю театра Александру Ширвиндту. Сатира здесь никуда не делась, но зачастую она уступает место настоящей драме с ее исповедальными нотками. Сыграть булгаковского Мольера – мечта любого артиста старшего поколения, а уж тем более, если этот артист (как и сам Мольер!) является руководителем театра.
Вечные и больные темы художника и власти, призвания и веры, талантов и поклонников (а здесь к их числу принадлежит сам Людовик ХIV – Станислав Николаев) звучат здесь отнюдь не дидактично, но живо, нервно и очень личностно. В главных ролях заняты Вера Васильева и Валентина Шарыкина (Мадлена), Елена Подкаминская и Юлия Пивень (Арманда).
Театралы со стажем могут ощутить ностальгию на спектакле Юрия Любимова «Мастер и Маргарита», идущий в Театре на Таганке на аншлагах уже более двадцати пяти лет. Эта постановка стала первым в мире сценическим прочтением великого романа Булгакова. Художественный стиль автора и эстетика молодого театра оказались удивительно созвучными. За прошедшие десятилетия сменилось не одно актерское (да и зрительское) поколение этого спектакля.
Он давно стал легендой, но легендой живой, к которой и сегодня можно прикоснуться, оценив мастерство, темперамент и нерв режиссера. Сегодня в «Мастере и Маргарите» заняты молодые артисты театра: Дмитрий Высоцкий (Мастер), Анастасия Колпикова (Маргарита), Филипп Котов (Иешуа), Иван Рыжиков (Понтий Пилат) и другие.
Еще одну «Зойкину квартиру» Можно увидеть в театре «Эрмитаж» (спектакль идет в помещении «Мастерской П.Фоменко»). Худрук театра Михаил Левитин, любящий совмещение различных литературных произведений в одном спектакле, на сей раз ограничился только булгаковской пьесой. Действие разворачивается словно бы внутри некой картины, взятой в массивную раму, которую периодически закрывает бордовый занавес (сценография Гарри Гуммеля). Режиссер соединяет ситуации вполне трагические и фарсовые сценки, решенные подчас в стиле комедии дель арте.
На премьере роль Зойки играла Любовь Полищук. Сегодня в этой роли можно увидеть Дарью Белоусову, а в других – Бориса Романова, Ирину Богданову, Александра Пожарова. Этот затейливый «калейдоскоп миниатюр», сыгранных весьма сочно и темпераментно, явно придется публике по вкусу.