Михайловский театр 25 января 2008 года представит первую оперную премьеру
театр «Михайловский Театр»
Михайловский театр 25 января представит первую оперную премьеру сезона – «Сельскую честь» (“Cavalleria Rusticana”) Пьетро Масканьи в постановке Лилианы Кавани. Ученица Лукино Висконти, всемирно известный кинорежиссер, автор знаменитого фильма «Ночной портье», Кавани не раз выступала в амплуа оперного режиссера: в 1996 и 1998 гг. на знаменитом музыкальном фестивале в Равенне были представлены ее работы «Сельская честь» Пьетро Масканьи и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Обоими премьерными спектаклями дирижировал Риккардо Мути, в главных партиях выступили Вальтрауд Майер и Пласидо Доминго.
Внимание Кавани к творчеству Масканьи и Леонкавалло можно объяснить ее интересом к веризму – направлению в итальянской опере, возникшему в 1890-х годах. Для опер веристов характерна предельная простота сюжетов, взятых из обыденной жизни, однако ни в жизни, ни в опере без трагедии не обходится. Сжатый в одно действие напряженный сюжет — предчувствие катастрофы и обрыв действия на кровавой развязке — не мог не привлечь Кавани. «Кино — это сорт психоанализа, которому я подвергаю себя», — говорит режиссер.
В оперной режиссуре она также не отказывается от своих принципов. В постановке «Сельской чести» Лилиана Кавани не ограничивается рассказом сентиментальной истории о любовном треугольнике, она втягивает зрителей внутрь постановки, делает их свидетелями и соучастниками любви, измены, убийства.
Пьетро Масканьи написал «Сельскую честь» для конкурса одноактных опер. Для создания либретто композитор привлек своих друзей Джованни Тарджони-Тоцетти и Гвидо Менаши, взявшими за основу новеллу Джованни Верги. Премьера оперы прошла 17 мая 1890 года в Риме, театр "Костанци", в 1891 году состоялась российская премьера в Москве, в 1894 году — в Петербурге.
Первая знаменитая трактовка образа главной героини возникла на драматической сцене – Элеонора Дузе блистала в постановке «Сельской чести». Для музыкального театра важнейший вклад в развитие образа внесла Елена Образцова, ныне художественный руководитель оперной труппы Михайловского театра. Ее легендарная Сантуцца стала воплощением отчаявшейся от неразделенной любви женщины.
Постановка в Михайловском театре перекликается с европейским и американским кино не только благодаря Лилиане Кавани: оригинальные декорации созданы выдающимся итальянским дизайнером и художником Данте Ферретти, работавшим в кино с Федерико Феллини, Пьером Паоло Пазолини, Мартином Скорсезе и многими другими выдающимися режиссерами. Костюмы разрабатывалась по рисункам Габриэлы Пескуччи, также много работавшей в кино, лауреатом «Оскара» за лучшие костюмы в фильме «Эпоха невинности» Мартина Скорсезе. Постановка знаменует возвращение итальянского неореализма не только на киноэкраны: одно из самых волнующих течений современного искусства вновь актуально как никогда.
Полным ходом идут репетиции с оперной труппой Михайловского театра. Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Даниеле Рустиони, дирижер – Фёдор Леднёв. 25, 26, 31 января, 1 и 9 февраля петербургские зрители смогут увидеть знаменитую оперу в постановке Михайловского театра.