Милена Авимская
«Люди не должны приноситься в жертву» Вера ГИРЕНКО Существование лаборатории «ON.Театр» оказалось под угрозой. Череда драматических инцидентов с проверками в помещении на улице Жуковского, 18, выписыванием штрафов и множество судов спровоцировало решительные действия петербургских театральных деятелей.
Написано письмо губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой вмешаться в ситуацию. О том, что будет с театральной лабораторией дальше, мы говорим с её руководителем Миленой Авимской.
— Милена, история с судами относительно «ON.Театра» уже, в сущности, заканчивается. Чем всё это стало для лаборатории? Как бы вы сейчас расставили акценты в произошедших событиях?
— 16 апреля в 16 часов – у нас был суд с пожарными, а в 19 часов в театре – премьера спектакля «Время быть пеплом». То есть такое знаковое совпадение, которое, возможно, говорит о том, что пора как-то меняться и для этого сделать паузу.
Спусковым крючком череды судов стала жалоба жильца дома, в цоколе которого расположен театр. И сейчас поднята такая информационная волна, что даже те жильцы, которые раньше спокойно относились к работе театра в их дворе, теперь считают, что мы всем мешаем. Шумные спектакли или не шумные – этого не доказать.
Потому что у каждого человека свой порог чувствительности. В любом случае, мне очень неприятно в этой ситуации то, что страдают люди. Искусство искусством, но люди никогда не должны приноситься в жертву.
Что касается требований пожарных, то, когда нам выдавали помещение на Жуковского, 18, никто не задавался вопросом, подходит ли оно для театра: какого размера там дверные проёмы и какой высоты потолки. Да и нас самих эти вопросы не очень беспокоили, так как мы понимали, что это временное пристанище для «ON.Театра».
У Театра Табакова в Москве несколько лет назад была похожая история. Она была связана с жалобами соседей, с низкими потолками театра, которые не соответствовали нормам пожарной безопасности… Эта история закончилась тем, что были выкуплены все квартиры первого этажа, в результате чего театр обзавёлся дополнительными офисами, а в том месте, где располагалась сцена, был пробит потолок, была сделана шумоизоляция, вентиляция – в общем, всё необходимое. В нашем случае есть одна небольшая трудность.
Она связана с тем, что помещение расположено во дворе жилого дома, и выход из театра в любом случае идёт вдоль окон жилых квартир.
У нас в театре есть некие внутренние даты, о которых мы условились. Если до 31 мая ситуация не изменится и город не предпримет никаких шагов, то 32 мая, то есть первого июня, мы закроемся. Но мы всё же надеемся на то, что нам дадут новое помещение.
Потому что власти делают очень многое, чтобы нам помочь.
— Как актёры и режиссёры «ON.Театра» отнеслись к этой ситуации, готовы ли они сделать паузу в работе?
— То, как проявили себя актёры и режиссёры, это, наверное, самое ценное, что я вынесла из этой истории. Они толпой приходили на суды меня поддерживать, и я понимала, насколько для них всё, что мы в «ON.Театре» делаем, важно, ценно и нужно. Все эти три недели они предлагали помощь, благодаря им нас поддержали многие известные люди. На недавнем совете с режиссёрами мы детально обсудили возможные варианты развития событий.
На нём мы поняли, что не хотим быть государственным театром, потому что это лишает творческой свободы. Обсуждали это на тот случай, если нам предложат такой статус. Все надеются на то, что нам дадут новое здание.
Но в связи с этим было озвучено две проблемы. Во-первых, многие спектакли поставлены под конкретное пространство, то есть под сцену на Жуковского, 18. Это можно было бы решить, если бы прежнюю площадку нам оставили как репетиционную, на ней мы могли бы время от времени играть спектакли. А вторая проблема заключается в том, что в новом здании мы утратим присущий нам дух, сложившуюся в нём атмосферу.
— Какой должна быть новая площадка для «ON.Театра»?
— Во-первых, она должна располагаться в центре города, потому что молодёжь всё равно концентрируется в центре. Моменты «осёдлости», связанные с проведением большей части времени в спальных районах, начинаются у людей в зрелом возрасте. Во-вторых, новая площадка ни в коем случае не должна соседствовать с жилыми помещениями.
Сейчас в поиске все. Написано письмо в ЗАГС Санкт-Петербурга и отдельным его депутатам, отправлено несколько писем вице-губернатору Санкт-Петербурга Василию Кичеджи. Если помещение найдётся, то режиссёры и актёры в «ON.Театре» готовы потратить лето на ремонт своими силами. Аналогичный опыт на Жуковского, 18 показал, что ремонт может быть сделан за месяц.
Другое дело, что с финансовой точки зрения будет опять сложно, придётся идти опять по спонсорам.
— Каковы главные выводы из этой истории?
— Первое, в чём пришлось ещё раз убедиться на своём опыте, заключается в том, что всё временно. Второе – что всякое дело должно развиваться для того, чтобы быть успешным. Становление лаборатории «ON. Театр» было непростым, и театральная общественность в первые годы нас не принимала. И многие критики и не чуждые театру люди мне впоследствии говорили, что только тогда, когда у нас появилась сцена на Жуковского, все поняли, что «ON.
Театр» – это серьёзное, значимое и необходимое театральное предприятие.
За четыре года, которые мы в Петербурге работаем, мы очень выросли. И если, по замечанию специалистов, первые спектакли были похожи на студенческие, то теперь в афише «ON. Театра» – «взрослые», зрелые спектакли.
То есть очевидно, что ребята учатся на том, что делают. Премию «Прорыв» как лучший театральный менеджер я получила в этом году. И мне кажется, что сейчас для «ON. Театра» самое страшное – это остановка работы, пауза, которая может прервать наше развитие.
— Как изменится «ON. Театр» на новой площадке?
— На собрании с актёрами и режиссёрами мы решили, что самое ценное – это некий объединяющий всех дух, который сложился в театре. Нам важно будет его сохранить. Это особенно важно для молодёжи. У сцены на Жуковского этот дух и правильная репутация сложились: несмотря на практически полное отсутствие рекламы, у нас были полные залы.
Если новая площадка у театра появится, то, я думаю, лето у нас уйдёт на то, чтобы разработать какие-то новые нетривиальные стратегии для работы с нашей аудиторией.