«Милосердие Тита» в Гранд-Опера

Какая редкость в наше время увидеть на сцене идеальную оперную режиссуру. Постановку, в которой ничто не мешает певцам петь, оркестру играть, а публике слушать; где певцы двигаются в темпе музыки, играют как настоящие актёры; где нет шумов, заглушающих музыку, мельтешни, сбивающей ритм, и поз, в которых певцы не могут не только петь, но даже дышать.

В чём же секрет идеального режиссёра,

прислушивающегося к музыке композитора и следующего за его указаниями?

Секрет в его высшем музыкальном образовании!

Знаменитый оперный режиссёр Вилли Деккер, поставивший «Милосердие Тита», по первоначальному образованию скрипач и теоретик-музыковед, а по второму — философ. Как было бы хорошо, если бы к оперной сцене допускали только режиссёров с музыкальным образованием! Тогда мы всегда бы наслаждались каждой оперной постановкой.

Чтобы представить себе его режиссёрский стиль, вы можете вспомнить «Травиату» Верди с Анной Нетребко в главной партии на Зальцбургском фестивале. Светлые декорации, минимум мебели и свободно перемещающиеся по сцене оркестр и хор в умопомрачительно красивых костюмах, сделанных шотландцем Джоном Мак Фарланом.

Никакой «режоперы»: полная гармония исполнителей с музыкой. Постановка 1997-го года создана для услаждения слуха и взора.

Эта опера Моцарта остаётся недооценённой

по сравнению с «Волшебной флейтой» и «Дон Жуаном», написаными раньше. Это совершенно несправедливо.

За ритуальной оперой-сериа скрывается целая россыпь чисто моцартовских гениальных изобретений и находок.

История создания этого произведения очень специфична.

В середине августа 1791 года, уже тяжело больной Моцарт, полностью поглощённый выполнением двух таких совершенно не похожих друг на друга заказов, как «Волшебная флейта» и «Реквием», получает государственный заказ, особенно срочный из-за большого опоздания почтовой доставки, на написание оперы «Милосердие Тита» для коронации императора Леопольда Второго в Праге.

Трагедия «Милосердие Тита», написанная самым знаменитым либреттистом своего времени Метастазио, уже неоднократно положенная на музыку несколькими знаменитыми композиторами 18-го века, идеально подходила для мероприятий такого рода.

Сюжет оперы — благородство, душевность, щедрость и доброта самодержца, которая побеждает любое зло.

Тем не менее правительство Богемии заново заказывает эту оперу Моцарту, что не могло не порадовать композитора. По условиям контракта он непременно должен был писать партитуру оперы в Праге, где все ещё помнили триумфальный успех его «Дона Жуана».

Итак Моцарт, как во времена своего подросткового возраста в Италии, должен положить на музыку оперу-сериа. Но у него крайне мало времени из-за того, что почта с заказом пришла с очень большим опозданием. Церемония коронации запланированна на 6 сентября, а заказ пришёл только 18-го августа!

В сопровождении своей жены Констанции и ученика Зюсмайера он кидается в первый же дилижанс, и в тот мемент, когда он в него усаживается, опять появляется одетый в серое посланник заказчика «Реквиема» и напоминает Моцарту о его обязательствах.

Как только дилижанс трогается с места, Моцарт принимается за композицию оперы

и по прибытию в гостиницу в Праге с помощью Зюсмайера делает уже оркестровку.

Однажды в другом театре я прослушала «марафон» опер-сериа в концертном исполнении. И когда очередь, наконец, дошла до этой оперы, то в уши бросилась её невероятная «модерновость» по сравнению со всеми остальными. Секрет в ансамблях.

Если традиционная опера-сериа строится на бесконечной последовательности речитативов и арий, то у Моцарта действие разворачивается в несколько раз быстрее за счёт трио, квартетов, квинтетов и так далее.

Все поют одновременно, действие стремительно несётся вперёд, а красота и изобретательность музыки невероятна. Я бы даже сказала, что

в жанре опер-сериа «Тит» революционен.

Самое яркое впечатление из всего состава произвела Стефани д’Устрак в партии Секста. Густой бархатный тембр, страстная манера исполнения, невероятно красивая фразировка, длиннейшие ноты, тонкие филировки. Публика была совершенно заворожена её арией «Parto, parto…» в дуэте с изумительнейшим кларнетистом Жаном – Франсуа Вердье.

Недаром Франция славится своими духовиками.

Албанский тенор Самир Пирг в партии Тита, грузинская сопрано Тамар Ивери в партии Вителлии, аргентинская сопрано Мария Савастано в партии Сервилии, чешская меццо-сопрано Ганна Эстер Минутилло в партии Анния и румынский бас Балинт Сабо в партии Публия, составили вполне органичный и гармоничный аснамбль прекрасно справившийся с вокальными и актёрскими задачами.

Чешский дирижёр Томас Нетопил благополучно объединил солистов, хор и оркестр и провёл весь спектакль в упругом и удобном и для исполнителей, и для слушателей темпе.

Фото: Opera national de Paris / E. Bauer, Mirco Magliocca

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *