Молодые начинают и выигрывают
Провинция открывает новые режиссерские имена Ирина АЛПАТОВА Последние десять лет стали настоящим триумфом молодой режиссуры. Антон Безъязыков, Павел Зобнин, Никита Гриншпун, Семен Серзин, Екатерина Гороховская, Борис Павлович, Марат Гацалов, Глеб Черепанов, Петр Шерешевский, Вилюс Малинаускас и многие другие.
На первый взгляд, Тимофей ставит, в основном, классику, дистанцируясь от прямой социальности и актуальных текстов. Однако это впечатление обманчиво, поскольку главное его режиссерское направление – мироощущение человека в стремительно меняющихся реалиях. Тимофей Кулябин опытным путем смешивает в колбе своих замыслов классическую историю и сегодняшний сгусток проблем, синтезируя нечто третье, на наших глазах рождающееся.
Причем все эти реалии, сгущенные до предела, могут быть помещены в одну подвешенную между небом и землей квартирку, где происходит, например, действие его недавней премьеры «Гедда Габлер».
Режиссер отнюдь не настаивает на том, чтобы его «правильно поняли» и даже поняли вообще. Важнее другое – чтобы зритель, получив на спектакле какой-то, пусть не совсем внятный пока душевный посыл, пошел бы разбираться не с классиками и театром, а с собственной жизнью.
В – главный режиссер Красноярского ТЮЗа.
Семен Александровский
Один из самых активных приверженцев мультимедийного театра. Яркий пример – спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» Новосибирского театра «Старый дом». Здесь форма стремится стать содержанием, провоцируя выработку новых смыслов.
Нам не пытаются рассказать историю так, как она написана у автора (пьеса Вячеслава Дурненкова). Это некое пост-действие, своеобразный протокол минувших событий. Актер читает текст, но зрительское внимание приковано к экрану с его кадрами из старых кинофильмов, с документально-игровыми зарисовками, маршрутными картами.
Тем самым режиссер синхронизирует происходящее со сформировавшейся клиповостью молодого восприятия.
Но между тем Александровский вполне способен сочинять спектакли «из ничего». Это он блистательно продемонстрировал в постановке «Ипотека и Вера, мать ее» Красноярского ТЮЗа. Бытовую пьесу о несчастной продавщице ларька, собирающей этикетки, чтобы принять участие во всевозможных розыгрышах призов и выплатить ипотеку, Семен обратил в подобие рыцарского романа с доспехами персонажей, сделанными из картона. Добавил театр теней.
Всем этим прикрыл актеров, не всегда владеющих приемами нового театра.
В 2007 году закончил актерско-режиссерский курс СПбГАТИ. Работал в театрах Барнаула, Канска, Прокопьевска, Красноярска, Новосибирска.
Полина Стружкова
Творчество Полины часто называют феноменом молодой режиссуры. Хотя бы потому, что она совершенно сознательно выбрала для себя детский театр. И в спектаклях для целевой юной аудитории она все так же экспериментирует с серьезными жанрами и непростыми темами.
У нее вы не найдете «задорных» сказок, созданных по долгоиграющим штампам, где все весело и прекрасно, а актеры старательно изображают малышей и зверюшек. Полина настойчиво ищет новый язык для разговора с детьми.
Она успела уже поэкспериментировать с самыми разными жанрами. Так, спектакль «Красная шапочка» стал у нее «драматическим триллером». «Муми-опера», при всей своей музыкальности, прозвучала почти как чеховская история о доме. Настоящая серьезная мелодрама вышла из «Рождественских духов» Диккенса. «Чук и Гек» стал историей встречи беззащитных, но стойких существ с огромным и страшным миром. Стружкова перенесла действие в тон-студию, где записывается радиоспектакль по повести Гайдара.
Таким образом известный сюжет у Стружковой насытился пародийными красками.
В 2007 году окончила режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова). Работала в театрах Нижнего Новгорода, Красноярска, Екатеринбурга, Самары, Кирова, Новосибирска.