Московская консерватория собирает друзей
Уже ставший традиционным фестиваль «Собираем друзей» в седьмой раз открылся в Московской консерватории.
«Друзья съезжаются к нам с разных концов света — это и представители музыкальных вузов, и просто музыканты-друзья, — рассказывает один из инициаторов и организаторов фестиваля Маргарита Каратыгина. — Нередко в фестивале участвуют и маститые прославленные музыканты. Но, в основном — это площадка для молодежи».
В программе нынешнего фестиваля будет звучать классика, восточный фольклор, джаз и латинские ритмы.
Одним из трендов станет камерная музыка, но кульминация по-прежнему неизменна: концерт участников Международной летней школы Московской консерватории.
«Среди студентов Летней школы больше всего пианистов, — признается сотрудник отдела международных связей консерватории Олег Пилипенко. — Но есть и желающие усовершенствовать вокал, игру на скрипке, позаниматься композицией, дирижированием».
«Программа нам пока что неизвестна, — добавляет профессор Марагарита Каратыгина, — потому что на Летнюю школу приезжает более 45 человек из разных стран, и кого из них профессора консерватории выпустят на сцену мы не знаем. Но уже известно, что там будут музыканты из Италии, Испании, Франции, Америки, Канады, Тайваня, Китая и Японии».
Открылся фестиваль концертом молодых испанцев.
Братья Гермaн и Элой Гарсиа-Перес учатся в Высшей консерватории города Бадахос (Эстремадура), Хуан Эльвира-Маркес — в Экспериментальной школе музыки в Гранаде (Андалусия).
Все трое — воспитанники русской фортепианной школы. В разное время их педагогами были выпускники Московской и Тбилисской консерваторий — Андрей Резник и Александр Канделаки, ведущие активную преподавательскую деятельность в городах Испании.
Среди исполнительских достижений братьев Гарсиа-Перес победы в ряде крупных национальных и международных фортепианных конкурсов. Успехи Эльвиры-Маркеса отмечены не только в Испании, но и во Франции, где он принимал участие в концертных программах, организованных Летней международной академией «Musique au Pays de l’affiche» в городе Шомон (Шампань — Арденны).
Программа концерта включала музыку разных стилей и эпох.
Два с половиной часа звучали произведения, охватившие почти двухвековую историю развития фортепианной музыки.
Из трех испанцев самым убедительным был Герман Гарсиа-Перес.
Сонаты Солера в его исполнении — продуманы и очень ясны. «Серьезные вариации» Мендельсона — точны и прочувствованы до малейших деталей. «Альбайсин» Дебюсси — естественен и органичен по нюансам.
Заметно хуже выглядел брат Германа — Элой Гарсиа-Перес, сыгравший много лишнего в сонате Моцарта и Баркароле Шопена. Он сильно нервничал, пытался успокоиться по ходу исполнения, но это удалось лишь к концу «Масок» Дебюсси, которые, к слову, приятно удивили качеством туше и оригинальностью трактовки.
Хуан-Эльвира Маркес был учтив.
Сонату Шуберта он сыграл с благородством и почтением.
Настолько «уважил» каждую из четырех частей, что из-за растянутости темпов они воспринимались отдельными произведениями.
Его Альбенис звучал эмоциональнее. Понравилась игра ритмов, яркость тембров.
По окончании было жалко, что «Порт» сыгран без других пьес серии «Иберия».
До этого концерта слышала, что пианизм испанцев страстный, эпатажный и «безбашенный». После концерта на ум пришли эпитеты «размеренность», «спокойство» и «благоразумие».
Все сочинения оказались по-испански темпераментны, но вместе с тем строги и благородны.
Вечер закончился, как и подобает вечерам-открытиям фестивалей: цветы, аплодисменты и, конечно, бис.
Играл, правда, не Маркес, а один из братьев Перес. Но это разве важно? Пианисты довольны.
Слушатели безмерно благодарны.