Мурзики солируют
Животные – полноправные партнеры театральных звезд Елена МИЛИЕНКО Животные на сцене драматических театров – не редкость. Лошади, ослы, кролики, козы, голуби, кошки и собаки давно составляют конкуренцию людям. Вот идет первый акт спектакля РАМТа «Инь и Ян», героиня выходит на сцену, прижимая к груди пушистого белого кролика внушительных размеров.
Зрители всматриваются – игрушка или живой зверь? Но вот кролик испуганно перебирает лапами, и зал завороженно смотрит на животное. Дайте актеру овса
Считается, что первыми на драматическую сцену животных вывели Станиславский и Немирович-Данченко. В 1902 году в спектакле «Власть тьмы» по Толстому лошадь сначала провели по сцене, а потом она стояла в декорациях стойла и мирно жевала сено. Зрители и критики благосклонно отнеслись к такому новаторству, и с тех пор понеслось… Представители фауны стали полноправными участниками драматических постановок, без которых спектакль теряет изюминку, а порой и смысл. Вот пример: еще свежа в памяти драма, разыгравшаяся в Малом драматическом театре – Театре Европы, когда перед гастролями пропала исполнительница главной роли в спектакле «Муму»: дворняжка по кличке Ромашка.
Десять лет Ромашка талантливо играла трагедию тургеневской псины. Но однажды во время прогулки испугалась огромного грузовика и рванула вдоль по набережной. Заменить актрису в кратчайший срок было просто невозможно.
Но, к счастью, через три дня собака нашлась и, подлечив нервы после перенесенного стресса, к радости зрителей, вернулась на сцену.
Практически в каждом спектакле театра «Эрмитаж» присутствуют животные, что прежде всего обосновано художественным смыслом. Там работали кошка, петух, голуби, собаки, обезьяна, а еще замечательный гусь по имени Иван Иванович, а в «Ким-танго» по сцене бегают аж двенадцать такс.
Сейчас уже невозможно представить пеший выход Дон Кихота в Большом театре или героиню балетного варианта «Дамы с собачкой» без белого шпица. Любая Шарлотта из «Вишневого сада» появляется на сцене с дрессированным пуделем. Дрессированные голуби воркуют в спектакле Анатолия Васильева «Плач Иеремии» и в «Малороссийских песнях» Александра Огарева, большая овчарка выходит на сцену в спектакле «Три товарища» в «Современнике».
В «Ленкоме» в течение девяти лет в спектакле «Поминальная молитва» был занят конь терской породы по кошачьей кличке Барсик. Он жил в отдельной постройке во дворе театра, в персональном деннике. Когда по ходу действия спектакля Евгению Леонову говорили: «Ты иди, с конем поговори…», Барсик, который в это время был на сцене, тихонько похрапывал в ответ и замирал, слушая Евгения Павловича…
Почти детская неожиданность
Животное может украсить постановку. Но может и погубить ее, если его появление на сцене не запланировано.
Как-то во МХАТе во время спектакля «Кабала святош», где никакие кошки не предусмотрены, во время диалога Олега Ефремова и Иннокентия Смоктуновского, с двух сторон сцены вышли две кошки и, важно ступая, пошли навстречу друг другу, не обращая никакого внимания на людей. Актеры не сразу заметили пушистых нарушительниц и поняли, что что-то не так, когда в зале начался гомерический хохот. И, поскольку все внимание зрителей сосредоточилось на кошках, Ефремов со Смоктуновским были вынуждены взять паузу и продолжили диалог только после того, как кошки ушли.
Как анекдот рассказывают историю о том, как режиссер Леонид Трушкин в своем «Вишневом саде» решил по ходу действия руками злобного лакея убить собаку, введенную в спектакль. Но ей так понравилось чувствовать себя актрисой, что через какое-то время после «смерти» она вернулась на сцену и, высунув язык, сделала стойку. Можно себе представить бурную реакцию зрителей, увидевших «покойницу» в полном здравии.
И все-таки животные на сцене – они артисты или просто хорошо дрессированные животные? И действительно ли перетягивают на себя внимание зрителей?
В одном из своих интервью главный режиссер театра «Эрмитаж» Михаил Левитин заметил, что «артист ошибается, если считает, что животное его переиграет. Нет, оно не играет, а что-то собой являет». Действительно, театр – иллюзия, прекрасный обман, и порой необходимо, чтобы на сцене было нечто абсолютно реальное.
Борис ЛЬВОВИЧ, актер, режиссер:
– Как-то во время спектакля «Последний пылко влюбленный» по пьесе Нила Саймона в Большом драматическом театре на сцену, на которой в это время находились Владислав Стржельчик и Алиса Фрейндлих, выперся театральный кот и важно пошел по авансцене. Стржельчик не растерялся и в темпе своего монолога, указав на кота, воскликнул: «А вот это наш американский кот Васька!»
Владимир ЖОРЖ, директор театра «Эрмитаж»:
– В первом же спектакле, который мы поставили, – «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» – на сцену выходила курица, и артисты прекрасно с ней работали. Она жила у нас в театре в специальной клетке, которую мы ей сделали, и так привыкла к театральной жизни, что после того, как перестала выступать и я отвез ее к матушке в Щелыково, она не могла ужиться с обыкновенными курами, они ее даже клевали, потому что она чужая.
И эта курица ходила по пятам за моей мамой и все время жаловалась, кудахтала, разговаривала. А когда первый раз ее догнал петух, для нее это вообще было потрясением! Можно сказать, что в ее глазах стояли слезы и она как бы спрашивала: «Что это со мной делают?» Одно время под сценой жил еще один артист – индюк, он вел себя мирно, но бывало, что во время репетиций начинал клекотать, и актеры от неожиданности вздрагивали и в замешательстве путали текст.
Марк ЗАХАРОВ, художественный руководитель театра «Ленком»:
– Мы не знали всю историю коня Барсика, которого включили в спектакль «Поминальная молитва». Но на премьере, когда пришел первый зритель и раздались аплодисменты, поняли, что конь цирковой, потому что он стал кланяться. На сцену его выводил Евгений Павлович Леонов, с которым у Барсика сложились свои доверительные отношения.
Они о чем-то разговаривали, Евгений Павлович шептал коню что-то на ухо, и это было так трогательно.
Валерий БЕЛЯКОВИЧ, художественный руководитель Театра на Юго-Западе:
– Однажды во время спектакля «Старый дом» Казанцева на сцене неожиданно появилась крыса, которая, по-видимому, жила в подвале. Она неторопливо пересекла пространство сцены и скрылась за кулисами. Но, поскольку речь в пьесе шла о старом доме, появление эдакой ученой крысы логично вписалось в ход спектакля, и зрители восприняли это как задумку режиссера.