Мужчины, на сцену!
Актерство – профессия женская. Постоянная зависимость, необходимость всегда быть в прекрасной физической форме и следить за собой, неустанное кокетство и привычка очаровывать режиссеров и зрителей рано или поздно прививают мужчинам-актерам женские качества, и противостоять этому вирусу женоподобия могут немногие. Что в современных мужских сценических образах вас привлекает?
А что отталкивает? Какой тип мужчины сегодня наиболее востребован публикой? Кто из российских театральных актеров соответствует вашему представлению о настоящем мужчине?
С такими вопросами мы обратились к известным творческим дивам, ценительницам мужской красоты. Картина сложилась печальная. Рената ЛИТВИНОВА:
«Артист не может воплощать что-то мужское»
Мне кажется, что театральные актеры вообще практически не люди, они скорее больше, чем люди. Я их не расцениваю, как мужчин и женщин, они в себя все собирают одновременно. Деление на мужчин и женщин меня обескураживает. Я не понимаю, как может артист воплощать что-то мужское. Для чего?
Для исстрадавшихся домохозяек? Они, по-моему, и не стремятся в театр. Мне кажется, это вообще не востребовано. Конечно, фактурные мне тоже нравятся, не какие-то каракатицы.
Единственное, мне не нравятся, – жирные мужчины. Так сразу портятся человеческие качества, причем это прямо пропорционально жиру.
Светлана ВРАГОВА:
«Публика всегда ждет героя»
Если говорить о мужчинах и женщинах на сцене, то актеры – «это не люди, это всё», как говорил Тарковский. Когда я смотрю спектакль, я вижу некие сущности и женщин, и мужчин, которые могут сегодня сыграть собаку, завтра – стакан воды, а послезавтра – героя. А иногда бывает, что меня кое-что в мужчинах на сцене раздражает, например, развязанность, дурное воспитание, сутулые спины, лень. Но публика все-таки ждет героя и на сцене, и на экране.
Не героя даже, а пророка – князя Мышкина, или монаха из фильма «Остров». Нужен тот, кто идет против движения, кто сохраняет в себе душу и пробуждает совесть, – они безумно востребованы. Олег Ефремов, Олег Даль, Михаил Ульянов, Андрей Миронов – эти люди были воинами, они сражались с тоталитаризмом, в той или иной степени. А сегодня… бедновато. Кажется, что все чего-то испугались, то ли быть убитыми в подъезде, то ли бедности.
И поменяли всё на хорошую жизнь. Поэтому и герои исчезли. Конечно, есть исключения: в нашем театре «Модернъ» есть Олег Царев. Евгений Миронов замечательный артист, но «мурой» начал заниматься – после такого Мышкина нельзя играть такого Фигаро. Домогаров был романтический герой, в Польше от него с ума сходили, и он бы мог развиваться, если бы его правильно использовали на сцене.
Был Балуев, который тоже как герой начинал. И куда все это пропало? А все потому, что сейчас «безгеройное» время, и мы сами его создаем.
Нам кажется, что мужчин нет, а они есть, и дай Бог, наступит еще время героев.
Марина РАЙКИНА:
«Мужчинский» мужчина – это мечта»
Есть несколько типов мужчин, которые востребованы публикой: мужчина как мужчина, мужчина-«унисекс» и еще так называемый «метросексуал» – интеллектуальный тип, хорошо одетый, с неярко выраженным мужским началом, хорошо пахнущий, но не пахнущий мужчиной, вполне возможно, что он мужчина, а возможно, и нет. Такая неопределенность продиктована драматургией, которая сама плавает, любит патологию, извращения. Но, конечно же, «мужчинский» мужчина остается востребованным публикой, правда, скорее как мечта. При этом я наблюдаю такой парадокс: российские женщины испытывают патологическое материнство, плачут, стонут, смотря на откровенных гомосексуалистов. По-видимому, женщины, до конца не испившие материнства, любят эдаких девочек-мальчиков.
Но есть, конечно, на сцене «настоящие» мужчины. Например, из старшего поколения – Армен Джигарханян, хотя он уже не играет несколько лет, Сергей Шакуров, Александр Ширвиндт, Александр Лазарев-старший, безусловно, Николай Караченцов. Из среднего поколения – Феликс Антипов, Игорь Золотовицкий, Владимир Машков, Александр Домогаров, Александр Лазарев-младший, Владимир Вдовиченков, Сергей Гармаш. Из более молодых – Максим Аверин, Тимофей Трибунцев, Максим Матвеев, Ярослав Бойко.
Уникальный тип, мужчина-мальчик – Сергей Безруков. Благодаря этому он где-то на границе между типом «мужчинский» мужчина и «унисекс». Из тех, кто «унисекс» – Евгений Миронов и Олег Меньшиков.
С мужчинами-девочками на театральной сцене сложнее, так как артистам приходится играть образ, не всегда соответствующий их внутренней природе, но зато на эстрадной сцене раздолье – Шура, Сердючка, Песков, Пенкин, Моисеев.
Ольга ОСТРОУМОВА:
«Мужчин на сцене нет»
В мужских сценических образах меня привлекает мужественность, а отталкивает женственность. Воплощением мужчины, конечно, должен быть герой, хотя героев много и всегда достаточно было, а мужчин мало. Когда выходит на сцену человек и видно – мужчина. Не половая принадлежность, а какая-то другая, когда пахнет мужчиной. Кто таким был?
Урбанский – он первым приходит на ум, кто еще? Леонид Марков, Гафт. А вот из молодых очень сложно назвать. Публика ходит на все, вкус размывается.
Но чего зрителям в театре недостает – именно мужчины, настоящего героя. Потому что я могу назвать много мужских фамилий, а мужчин на сцене нет. Но появятся – свято место пусто не бывает.
Пройдет время разнузданности, когда интересно попробовать себя в женском одеянии и прочее, и людям потребуются очень простые и ясные вещи: чтобы женщина была женщиной, а мужчина мужчиной.
Мария ГОЛУБКИНА:
«Сейчас страшная нехватка мужчин»
Я не смотрю на актера как на секс-символ или как на жеребца, прекрасную собаку племенную, или с точки зрения его пригодности как мужика, честно говоря. Если актер что-то несет и доносит, то уже неважно какого он пола. А когда таланта нет, то никакая фактура не поможет. Всегда привлекает мастерская игра, настоящая, но это нечасто удается увидеть.
Сейчас востребован любой мужской тип, только все эти мужские типы заняты в съемках каких-то сериалов непонятных. На самом деле, страшная какая-то нехватка мужчин в театре, и не то что настоящих, а каких угодно – лысых, маленьких, худых, толстых.