Музыка пармских ветров

Итальянская область Эмилья-Романья – это не только знаменитые болонские колбасы, не только обдуваемая ветрами пармских холмов янтарная ветчина (prosciutto di Parma) и не только известный на весь мир «Пармезан». Заметим, что полная «регалия» этого сорта сыра – Parmigiano-Reggiano (вторая часть обусловлена названием города-соседа Reggio [nell’] Emilia) и что это – исконно итальянское изобретение, а не французское, как многие зачастую ошибочно полагают. Но для истинного меломана гораздо важнее другое. В этих местах, в тогдашней глухой деревушке Ле Ронколе (Le Roncole, современное название – Roncole Verdi) в окрестностях Фиденцы, расположенной неподалеку к северо-западу от Пармы, родился Верди – один из колоссов итальянской оперы XIX века.

При этом, говоря о родине Верди, очень часто называют не место его фактического рождения, а Буссето (Busseto) в пяти километрах от Ронколе – вторую родину композитора, городок, куда он переехал в 1824 году под покровительство мецената от музыки Антонио Барецци. Сама же Парма – родина Артуро Тосканини, выдающегося итальянского дирижера XIX – XX веков. Другой не менее известный эмильянец Лучано Паваротти, родившийся в Модене, вписал свою фантастически яркую страницу в вокально-оперное искусство XX века. Но музыкальные колоссы рождаются и уходят, зато остается их великое искусство, запечатленное в изданиях партитур, а также в разнообразной аудио- и видеомузыкальной продукции.

Остаются, продолжая жить в XXI веке, и великие оперные театры, история которых овеяна легендарным музыкальным прошлым.

Один из таких театров – Королевский оперный театр Пармы (Teatro Regio di Parma), первоначально называвшийся Teatro Ducale, то есть Герцогским театром. Его сооружение на месте бывшего монастыря Святого Алессандро началось в 1821 году по волеизъявлению Герцогини Пармской Марии-Луизы (архитектор – Никола Беттоли).

Торжественное открытие нового театра состоялось в 1829 году оперой Беллини «Заира». Но наиболее тесно вся история этого оперного дома закономерно связана с именами Верди и Тосканини, выдающегося интерпретатора сочинений «композитора из Буссето». Как правило, за сезон театр выпускает четыре оперные постановки, но в , если и не все, то как можно больше разнообразных названий вердиевского репертуара.

Первые три фестиваля ( также запланирован на октябрь. По-видимому, сроки его проведения (1 – 28 октября), как и трех предыдущих музыкальных смотров, сохранятся и в будущем, ведь в этом случае дата рождения Верди (10 октября) попадает почти на середину фестивального периода.

За шесть лет в рамках фестивальной программы были представлены «Симон Бокканегра», «Корсар», «Эрнани», «Аида», «Трубадур», «Макбет», «Луиза Миллер», «Оберто, граф Сан-Бонифачо», «Травиата», «Жанна д’Арк», «Риголетто», «Набукко», «Двое Фоскари», а также знаменитый «Реквием» композитора, однако за счет текущего репертуарного проката список вердиевской театральной продукции, выпущенной за эти годы, оказывается шире. К примеру, сезон этого года открылся оперой «День царствования» («Мнимый Станислав») [Un giorno del regno (Il finto Stanislao)]. Любопытно, что название этой оперы общепринятая русская традиция переводит ровно с точностью «до наоборот»: «Король на день» или – еще более радикально – «Король на час»! В предварительной фестивальной программе этого года снова «Трубадур» и два новых названия – «Сицилийская вечерня» и «Аттила». Если в первые три года оперные постановки фестиваля прокатывались исключительно на сцене Teatro Regio di Parma, то с география охвата этой музыкальной акции расширилась за счет включения в фестивальную орбиту и других театров «заповедной территории Верди» – области Эмилья-Романья.

Речь идет о театрах, которые находятся наиболее близко от Пармы. Среди них – Teatro Comunale Luciano Pavarotti di Modena, Teatro Verdi di Busseto и Teatro Municipale Valli di Reggio Emilia. В год развивал традиции и устанавливал бы планку стандартов и стиля интерпретации вердиевского репертуара!

Пармская публика, очень пристрастная и образованная, представляет собой, что называется, когорту профессиональных меломанов и настоящих фанатов композитора. Иные ее представители способны даже взять с собой в зал партитуру, чтобы в случае чего выказать свое недовольство по поводу певцов, оркестра или дирижера. Такая она, не в меру темпераментная и патологически недовольная всем и вся итальянская публика! И поэтому в , которой дирижировал Юрий Темирканов, ему была присуждена премия национальной итальянской критики «Abbiati». И впоследствии уже вполне закономерным шагом стало то, что в смогла убедиться и московская публика.

Ансамбль солистов Королевского оперного театра Пармы при полном аншлаге и с огромным, поистине феноменальным успехом выступил на сцене Концертного зала имени Чайковского в рамках филармонического абонемента «Музыкальные вечера». Этот уникальный коллектив возник в .

В продолжение танцевальной темы второе отделение открылось достаточно масштабной по времени звучания балетной сюитой «Четыре времени года» из «Сицилийской вечерни», оперы, как и «Дон Карлос», написанной Верди изначально для Парижа и на французское либретто.

Поначалу мне показалось, что соседство с оперной классикой таких композиторских имен, как Астор Пьяццола, Нино Рота и Эннио Морриконе, вряд ли будет уместным. Однако все сомнения рассеяла не только сама потрясающая музыка, но и высочайшее мастерство ее исполнения. Либер-танго Пьяццолы «Забвение», музыка Роты к фильму «Амаркорд» Федерико Феллини и музыка Морриконе к фильму «Однажды в Америке» Серджо Леоне стали весьма эффектным расширением основной тематики вечера.

В блаженстве внимая игре пармских «королевских солистов» и ясно отдавая себе отчет в том, что это именно камерное исполнение и что общая насыщенность звучания его инструментальной палитры не может соперничать с большим оркестром, невозможно было отделаться от ощущения, что ты слушаешь полноценный оркестр, хотя в нем всего-то две скрипки! Но зато какие! Серджо Пеллегрини – просто скрипач-виртуоз, скрипач-оркестр! Его безупречную исполнительскую технику уверенно дополняет яркая артистическая эмоциональность.

А какие ювелирно точные и при этом интонационно выразительные crescendi демонстрировал этот ансамбль-оркестр в увертюре к «Золушке»! Безусловно, свой вклад в восторженность впечатлений внесли и сами по себе мастерски сделанные переложения для инструментального ансамбля. Однако фигура исполнителя на концертном подиуме в данном случае всё же определяющая. К сожалению, поименный состав участников московского выступления в слушательской программке приведен не был.

А жаль! Каждый из них достоин персонального упоминания, ибо это всё солисты высочайшего класса! Наверное, только такие музыканты и могут играть в оркестре Королевской оперы Пармы, и поэтому, наверное, они, как никто другие, и смогли в начале весны с изяществом и благородством «вручить» московской публике истинно королевский музыкальный подарок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *