«Музыка трёх сердец»: добротность с перспективой
Этот концерт в «Новой опере», состоявшийся 9 апреля, оказался из разряда вполне качественных, добротных и со вкусом скроенных. Это был концерт, программа которого предстала действительно полноценной, насыщенной и разнообразной, а не из разряда ставших практиковаться в последнее время вечеров, когда три арии — в первом отделении, две — во втором, а всё остальное — бисы от щедрот самих исполнителей. Это был концерт, который, скажем прямо,
не став какой-то броской сенсацией, в первом приближении подарил массу положительных и позитивных эмоций.
Учет же впечатлений более высоких, изысканно рафинированных порядков неизбежно приводит к тому, что на этом концерте было и то, что так любит широкая восторженная публика, спешащая в зрительный зал с изначально непоколебимым желанием «сделать себе красиво», и то, что манит в него неугомонную и вездесущую армию меломанов (или, с позволения сказать, весьма привередливых и всегда имеющих свое особое мнение слушателей «со стажем»).
Последних влечет сюда «не блеск увеселительных огней», а жажда получить свои собственные — иногда прогнозируемые, иногда нет, — но непременно живые впечатления,
что называется, «из первых уст».
И эти впечатления практически всегда, за редким исключением, сводятся к отдельному протоколу, не вписывающемуся в общую эйфорию широкого большинства. Не стал исключением и этот концерт.
Итак, не считая многочисленных сердец музыкантов оркестра «Новой оперы», тремя главными сердцами этого вечера, собственно и вызвавшими информационный повод, да еще такой, что прямо перед концертом даже собрали пресс-конференцию, стали
сопрано Ирина Лунгу (Италия), баритон Василий Ладюк (Россия) и дирижер Лоран Кампеллоне (Франция).
Шикарно изданная полноцветная программа в виде буклета с эффектными фотографиями исполнителей в полном соответствии со «скобочками» после их имен сияла зелено-бело-красной, бело-сине-красной и сине-бело-красной палитрами национальных флагов. Но самые первые «скобочки» сразу же вызвали резонный вопрос и искреннее недоумение.
Понятно, что Ирина Лунгу, бывшая солистка Воронежского театра оперы и балета, в — и предложенная певцом кандидатура дирижера у руководства «Новой оперы» встретила одобрение. С дирижера я, пожалуй, и начну.
Как правило, в оперных гала-концертах вес звучащей чисто симфонической музыки всегда ощутим, и на сей раз — даже при несомненной щедрости на вокальные номера (оперные арии и дуэты) — ее звучало немало. Судите сами: увертюра к опере Лало «Король города Ис», Presto из балетной музыки оперы Гуно «Фауст», «Вакханалия» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», а также три фрагмента музыки Верди — увертюры к операм «Сила судьбы» и «Набукко» и прелюдия к четвертому акту «Травиаты».
Лично у меня с этим дирижером до обсуждаемого концерта были связаны два диаметрально противоположных впечатления.
Первое — весьма пессимистичное от концертного исполнения «Сказок Гофмана» Оффенбаха на сцене Концертного зала имени Чайковского в 2010 году. Второе — оптимистичное, даже восторженное от премьеры «Травиаты» в Большом театре в первой половине нынешнего сезона.
Вот и на этом концерте прелюдия из «Травиаты» прозвучала наиболее тонко и деликатно. Романтически плотной, но достаточно расцвеченной нюансами предстала и трактовка увертюры Лало. Однако
и две танцевальные французские пьесы, и две хрестоматийные увертюры Верди прозвучали одинакового мясисто и чересчур набатно.
Но это неудивительно, ведь исполнены они были составом оркестра, явно несоизмеримо большим в соотношении с объемом пространства зала (к тому же сам оркестр был высажен из ямы на сцену). Та же участь постигла и финальный дуэт Таис и Атанаэля из оперы «Таис» Массне: обоим певцам, его исполнявшим, пришлось почувствовать себя не очень-то комфортно и постоянно форсировать голос.
Напротив, в прекрасном и «бесконечном» дуэте Виолетты и Жермона из «Травиаты» ситуация с балансом была совершенно иной — музыкально точно просчитанной и стилистически выдержанной. Вообще, весь блок «Травиаты» этого вечера (в него вошли также развернутая ария Виолетты из первого акта и ария Жермона из второго), произвел наиболее сильное эмоциональное впечатление.
Исполнив «Вакхическую песнь» Гамлета из одноименной оперы Тома и каватину Валентина из «Фауста» Гуно,
Василий Ладюк предстал необычайно утонченным и рафинированным «стилистом» на ниве французского репертуара.
Но самыми «вкусными» кантиленными блюдами его фирменной вокальной выделки стали две арии Верди — речитатив и ария Станкара из «Стиффелио», а также речитатив и ария Графа ди Луны из «Трубадура» (правда, последняя — без финальной стретты).
При этом и голос Ирины Лунгу — ровный, практически лишенный обертонов — наиболее удачно вписался в портреты французских героинь Гуно — Маргариты из «Фауста» (ария с жемчугом) и Джульетты из «Ромео и Джульетты» (ария из четвертого акта).
Лирический по своей природе, этот голос тембрально прост и холоден.
Он не без проблем поддается филировке, а «на середине» и «внизу» ему явно не хватает опоры. Правда, он неплохо идет наверх на forte, однако на переходных и предельных верхних нотах чувствует себя уже не очень уверенно, хотя именно в арии Виолетты эти трудности певице вполне грамотно удается преодолевать. Но, увы,
исполнительница просто разочаровывает в репертуаре бельканто:
имеются в виду два фрагмента из опер Доницетти — финальная ария Адины из «Любовного напитка» и выходная каватина Лючии из «Лючии ди Ламмермур», в которой стретта «героически» была, как и положено, спета дважды.
На бис прозвучал дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы «Дон Жуан» Моцарта. И, кажется, всё было очень мило и трогательно, но пределы вокальной добротности в пении Ирины Лунгу, особенно в репертуаре бельканто, однозначно есть куда расширять.
Автор фото — Д. Кочетков