«Мы должны расстаться…»

Деятели сцены обеспокоены поправками к Трудовому кодексу Подготовила Марина Квасницкая   В прошлом номере зам председателя СТД Геннадий Смирнов рассказал на страницах «Театрала» о предстоящих поправках в Трудовой кодекс РФ. Напомним: каждые пять лет артистам, которые работают на бессрочных договорах, надлежит проходить комиссию, где будет решаться, насколько тот или иной человек востребован в репертуаре. Если востребованность равна нулю, то артиста благодаря этой «процедуре переизбрания на должность» могут уволить.

Интервью вызвало много откликов. Публикуем часть из них. Сергей Голомазов, худрук Театра на Малой Бронной:
– Нужна ли театрам такая поправка? Безусловно, нужна. Это возвращение к нормальному положению вещей: зарплату получает тот, кто задействован в работе. Хотя психологически и социально, это будет процесс очень сложный, поскольку некоторые артисты считают, что сидеть годами без дела и получать за это деньги – в порядке вещей.

Они по привычке бодаются с руководством, когда предлагаешь им новую работу. Это беда. И дело не только в экономике, дело в том, что подобное положение вещей – губит творчество и приводит, в конечном счете, к упадку театра.

Какие могут возникнуть сложности? С одной стороны –самоуправство и самодурство руководителей некоторых театров, которые начнут сводить личные счеты и убирать неугодных работников. А с другой стороны – начнется противостояние невостребованной части коллектива, оставшейся «за боротом». Тем более что в истории театра множество блестящих примеров, когда «балласт» вдруг становился ценным ресурсом…
 
Павел Хомский, худрук Театра Моссовета:
— Такая реформа назрела давно, но провалилась еще в советское время, поскольку не был разработан грамотный механизм переизбрания. Главное препятствие – кто будет решать чужие судьбы? Тем более судьбы близких коллег?

В столице легче создать группу влиятельных экспертов. Например, можно представить, что комиссия во главе с Константином Райкиным вынесет вердикт. Кто с этим поспорит?

А если это будет группа некомпетентных равнодушных чиновников?

Главная тревога: что будет происходить на периферии? Даже трудно представить, как все эти директивы могут истолковать, извратить на просторах нашей родины! Как жестоко могут использовать власть документа, прикрываясь благими намерениями.

Вероятно, могут пострадать люди. И репутация театра будет замарана.

Тут нельзя рубить с плеча, резать по живому. Вопрос деликатный, со множеством психологических нюансов. Во всех крупных театрах есть группа людей, которые отдали все силы служению театра, а сейчас уже не работают по объективным причинам.

Есть моральные обязательства театра, он их стойко несет, и переложить это на плечи государства не получается. Театр выполняет роль социальной справедливости, и благородно компенсирует пенсионерам экономность их пенсий.

Сейчас у нас есть небольшая группа ветеранов театра на бессрочном договоре. И конечно, в преддверии новых поправок к Трудовому кодексу они волнуются. Тревога возникает исходя из жизненного опыта – не известно, как тобой распорядятся чиновники.

А если равнодушно и второпях?

Сокращая труппу, худруку надо быть дальновидным: сегодня ты расстанешься с актером, который мало играет, а завтра он будет очень необходим. В театре всегда множество подводных течений. Например, режиссер рассчитывает на участие крупных медийных персон, звезд, а они вдруг срочно уехали на съемки.

Приходится лавировать.

Леонид Ошарин, директор Театра Маяковского:

– С моей точки зрения, эти поправки в Трудовой кодекс дают шанс лучше адаптировать труппу под художественные задачи режиссеров и худрука. Ведь нельзя насильно принудить режиссера работать с кем-то. Должен быть единый организм.

В нашем театре ситуация с актерами на бессрочном контракте некритичная. В перспективе будет работать комиссия, которая вынесет свое заключение. Но и без экспертной ясно, что есть ветераны старше 75 лет, люди неприкасаемые, а есть сотрудники среднего возраста, с которыми надо будет цивилизованно расстаться.

Может быть, покинув наш театр, кто-то как раз изменит свою жизнь к лучшему. В другом театре он, возможно, придется больше ко двору, будет приспосабливаться, развиваться, а не прозябать. Глядишь, и карьера начет выстраиваться.

Ведь кризис – это путь к новым возможностям.

Эвклид Кюрдзидис, актер:

— Я свободный артист и не работаю на бессрочном договоре в театре. Но вижу, что вопрос взволновал актерское сообщество. Как обсуждается в театральных кругах проблема переизбрания? Очень иронично, мягко говоря.

Актеры недоумевают: как это будет происходить? И главное, кто будет принимать решение? Все-таки самый серьезный эксперт – это зритель.

Когда Фаина Раневская в одном из спектаклей отыгрывала свой крошечный эпизод, часть зрителей вставала и уходила (они покупали билеты только ради нее). Вот это пример адекватной «аттестации».

Сегодня в репертуарных театрах сложилась парадоксальная ситуация – коллективы стонут от избытка в труппе «стариков», от невозможности ротации. Но проблема не в этих «стариках», а в том, что нет режиссеров, которые умели бы с ними работать. Впрочем, есть счастливые исключения – например, Римас Туминас и его «Пристань» или же постановки Павла Хомского в Театре Моссовета.

Жизненный опыт подсказывает, что чистки рядов оборачиваются или фарсом, или драмой. Волнуюсь, будут ли эти процессы бескровными? Волнуюсь о так называемом «балласте» (ведь к нему могут отнести и великих стариков).

Есть старая гвардия актеров, которые, несмотря на длительный простой в театре, всегда готовы выйти и показать высокий класс. Даже если и передвигаются с трудом… 

«Театрал» готов предоставить слово всем заинтересованным сторонам. Присылайте письма по адресу: teatral@newnews

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *